Lam3rok | Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 19:07 | Сообщение # 1 |
Зло
Группа: Администраторы
Сообщений: 209
Статус: Offline
| ПЕРСПЕКТИВЫ ЗОНЫ ЕВРО ПОСЛЕ ЕВРОПЕЙСКОГО КРИЗИСААсланова С.Х., студенткаНаучный руководитель: Максимова Е.Н.Южно-Российский институт-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы,г. Ростов-на-Дону, Российская ФедерацияПостановка проблемы в общем виде. На сегодня Европейский союз сталкивается с такими серьезными проблемами как возросшие показатели бюджетного дефицита и государственного долга, крупные внешнеторговые дисбалансы и т.д., и их преодоление требует весьма согласованных между странами ЕС и радикальных мер.Цель исследования. На устойчивое состояние ЕС влияет многие факторы. Одним из них является ухудшение ситуации в государственных финансах. Европейский кризис заставил многие правительства пойти на повышение государственных расходов, таких как поддержка банковских систем, стимулирование производства, пособия по безработице. По данным ОЭСР, в экономиках новых участников ЕС (Чехия, Польша, Словакия и Словения) расходы выросли с 27 до 30 %1. Наибольшая долговая нагрузка лежит на Германии и Франции, которые увеличили свои расходы на пособия по безработице, поддержку семей и пенсионеров.Изложение основных результатов. Среди малых европейских государств с огромными трудностями столкнулись страны Балтии, где рост ВВП обеспечивался за счет строительной индустрии и накачки внутреннего спроса за счет доступных кредитов. Но после кризиса ситуация резко обострилась, резко сократился притокзарубежных инвестиций и кредитов в экономику прибалтийских стран. В следствие этого многие государственные компании, бизнес - структуры были ограничены в возможностях получения и возвращения кредитов.Наиболее проблемной страной зоны евро остается Греция. Здесь на каждого жителя приходится 40 тыс. долларов долга. В 2011 году государственный долг Греции стал самым высоким в зоне евро. Правительству необходимо было снизить расходы на социальное обеспечение населения, в следствие чего возникла социальная напряженность в греческом обществе. Для предотвращения полного коллапса Европейский союз предоставил Греции через Европейский фонд финансовой стабильности помощь в размере 80 и 130 млрд. долларов. Выплаты будут производиться до 2014 года.Резкое обострение долговых проблем в странах зоны евро имеет ряд негативных последствий:во-первых, вынуждает министерства финансов переходить к более жестокой бюджетно-налоговой политике (ограничение расходов, увеличение пенсионного возраста и т.д.);во-вторых, повышаются процентные выплаты по долговым обязательствам;в-третьих, зарубежные инвесторы перестаю вкладывать деньги в экономику стран и т.д.Долговые проблемы европейского государства создают реальную угрозу позициям евро. В настоящее время не выполняется главное условие – строгое соблюдение странами участницам единых требований к состоянию бюджетной сферы, согласно которым бюджетный дефицит не должен превышать 3%, а государственный долг - 60% ВВП. В конце 2010 года почти все страны зоны евро не соответствовали этим требованиям, что приводит к снижению доверия к евро и подрывает ее стабильность.Одновременно на фоне долгового кризиса возникает противоречия между отдельными участниками зоны евро. С одной стороны, растет недовольство крупнейших государств, которым приходится направлять значительные средства на спасение более слабых членов ЕС от банкротства. В свою очередь, постепенно усиливается разочарование от участия в европейском интеграционном проекте и в странах - должниках, вынужденных под давлением развитых стран принимать меры по сокращению социальных расходов и бюджетных дефицитов. Подобные разногласия ослабляют интеграционные связи и в случае продолжения долгового кризиса способны привести к ослаблению единой европейской валюты, а возможно, и к более тяжелым последствиям.Выходом из этой ситуации является переориентация их экономик на новые факторы роста, что видимо, будет процессом долгим и сложным.Европейский центральный банк так же играет немало важную роль в политике стран евро. Как показывают исследования, роль процентных ставок в условиях кризиса остается столь же важной, как и в период экономической стабильности. Однако напряженность на денежных рынках привела к значительному сокращению возможностей банков финансировать экономику. В связи с трудностями банков в привлечении средств, условия банковского кредитования ужесточились.Кроме снижения ставок рефинансирования, Европейскому центральному банку пришлось использовать нетрадиционные меры по операциям прямого приобретения ценных бумаг и операции по рефинансированию. Инструменты Евросистемы были направлены в основном на удовлетворение потребностей банков в платежеспособности. Банки также стали предоставлять кредиты наболее длительный период. Кроме этого, ЕЦБ принял меры по обеспечению ликвидности в иностранной валюте, заключив соглашение с Национальным Банком Швейцарии. Благодаря чему ЕЦБ смог предоставить банкам еврозоны финансовые ресурсы в долларах.Под влиянием чрезвычайных мер структура и размер баланса ЕЦБ существенно изменилась. В целом активы ЕЦБ возросли с 913 млрд. евро на конец июня 2007 года до 2687 млрд.евро на начало января 2012 года2.Таким образом, чтобы ослабить влияние долгового кризиса на экономику, ЕЦБ оперативно снизил ключевую ставку рефинансирования и принял ряд нетрадиционных мер, включая усиленную поддержку кредитования.В общем можно сказать, что одной из главных целей посткризисной политики стран Европейского союза стало восстановление бюджетного равновесия и оздоровления государственных финансов. По оценкам экспертов эта цель будет доступна, если в дальнейшем правительства стран Европейского союза примут ограничительные меры по бюджетной политике, направленную на снижение государственных , социальных расходов.В некоторых странах это уже происходит. Например, Великобритания предусматривает повышение пенсионного возраста с 65 до 66 лет, а Нидерланды- сокращение государственных расходов на 20% и повышение пенсионного возраста с 65 до 67 лет. Но между тем, нельзя перейти так быстро к ограниченной бюджетной политике, так как для поддержания экономического роста государству нужно сохранять некоторый дефицит и допустить определенный рост государственного долга.Политика, направленная на ослабление европейской социальной модели и социальной защиты, экономически недальновидна, так как будет побуждать домохозяйства к сбережениям в ущерб потреблению и не позволит вернуть к труду некоторые категории безработных.Проблема долгов, платежных дисбалансов относится к числу наиболее серьезных экономических вызовов, с которыми государства зоны евро столкнуться в долгосрочной перспективе.Быстрое и безболезненное преодоление кризиса, поразившего страны зоны евро, невозможно.Выводы. Просматриваются два пути дальнейшего развития событий:пассивный, где обесценение евро вследствие финансово-экономического кризиса приведет к сокращению доходности европейских бумаг и резкому падению спроса на них со стороны иностранных государств.В результате будет нанесен сильнейший удар по европейской финансовой системе и всей мировой экономике в целом.активный, где страны Европейского союза должны предпринять все возможное и невозможное, чтобы не допустить развала зоны евро и серьезного ослабления международных позиций европейской валюты.Для этого требуются радикальные меры экономического и политического характера, скоординированные в формате европейских интеграционных механизмов
|
|
| |