Сайт сотрудников высшей школы
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Друзья сайта
  • Сайт ДонГУУ
  • Wiki
  • Сайт ДонНТУ
  • Сайт ДонНУЭТ
  • Четверг, 19.12.2024, 03:15
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Модератор форума: Lam3rok  
    Дядиченко Ольга Викторовна, НАУ им. Н.Е. Жуковского “ХАИ”
    Lam3rokДата: Вторник, 25.10.2011, 17:33 | Сообщение # 1
    Зло
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 209
    Репутация: 9999
    Статус: Offline
    КРИЗИС ЕВРОЗОНЫ: СУТЬ, ПРИЧИНЫ И МЕРЫ
    ПРЕОДОЛЕНИЯ

    Дядиченко Ольга Викторовна,
    Национальный аэрокосмический университет
    им. Н.Е. Жуковского “ХАИ”, Харьков

    Постановка проблемы. На сегодняшний день экономическое со-стояние Еврозоны можно охарактеризовать как затяжную рецессию. Падение экономики ЕС, вызванное финансово-экономическим кризи-сом, вызывает опасения у всей мировой общественности, так как по-следствия данного кризиса могут необратимо повлиять на мировую экономику.
    Долговые проблемы Еврозоны могут пошатнуть мировую финан-совую систему и ограничить возможности роста во всех регионах ми-ра. Одной из основных причин кризиса еврозоны можно назвать за-медление мировой экономики, в частности, экономики США, стран Азии и неопределенность относительно решения долговых проблем периферийных стран еврозоны, особенно Греции. Если дефолт Греции приведет к разрастанию долгового кризиса в Италии, Испании и даже Франции, а средств Европейского фонда финансовой стабильности (EFSF) на покупку облигаций стран еврозоны будет недостаточно, то нефть на мировом рынке значительно подешевеет. Это в свою очередь приведет к более существенному замедлению экономики СНГ и сокращению украинского экспорта в страны данного региона.
    Высокая степень взаимосвязанности всех звеньев в европейской финансовой системе обусловила высокую степень риска распростра-нения кризиса. Он угрожает финансовой стабильности всего Евро-союза, его негативное влияние распространяется на экономику региона и простирается за ее пределы.
    Целью исследования выступает выявление сущностных характе-ристик, черт кризиса еврозоны и определение путей решения кризис-ных проблем.
    Изложение основных результатов. Финансовая устойчивость в странах ЕС не обеспечена и находится в затяжном системном кризисе. Так, дефициты бюджета (7,4% за 2010 г.) в 2,5 раза выше пороговых значений (3%). Внешний государственный долг при норме не более 60% достиг 85%. Страны ЕС не имеют возможности покрыть как долговые обязательства, так и дефициты бюджетов, и сегодня уже около 30% дефицита покрывается за счет нерезидентов, что является угрозой не только с экономической, но и с политической точки зрения.
    В совокупности последствия кризиса проявились в трех негатив-ных процессах: в виде роста государственных долгов, снижения ко-эффициента ликвидности активов и нестабильности банковских систем. Собственно спусковым крючком кризиса зоны евро послужили два из вышеперечисленных факторов – это проблема суверенного долга Греции и других стран зоны евро с уязвимой экономикой, а также нестабильность банков – держателей большей части обязательств этих стран.
    Следствием кризисных потрясений в зоне евро и связанным с ними ужесточением кредитно-денежной политики ЕС стала возросшая уязвимость мировой экономики в целом. Причины кризиса евро залегают гораздо глубже его финансовых проявлений и собственно проблем госдолга. В его основе – потеря конкурентоспособности ряда стран: Португалии, Ирландии, Италии, Греции и Испании (PIIGS), которая, в свою очередь, обострилась и в связи с вхождением этих стран в зону евро.
    Опасность также представляет политика Европейского Центро-банка по проведению эмиссии, которая не только не решит сущест-вующих проблем, но и обострит их. Ведь это повлечет новый виток инфляции, прежде всего монетарной. Этот эффект может усилить тот факт, что евро связан с долларом, а Федеральная резервная система США вышла с предложением в конгресс дать согласие на проведение третьей волны эмиссии, что лишь усугубит ситуацию. Кроме того, по всем критериям некоторые страны Евросоюза (Греция, Португалия, Ирландия, Испания) находятся не только на стадии дефолта, но и по существу являются банкротами.
    Уровень безработицы в странах ЕС также превысил пороговое значение и достиг 10%.
    Следующий негативный фактор для развития ЕС – отсутствие ре-сурсов, которые могут обеспечить это самое развитие, в первую оче-редь энергоресурсов. Так, собственная добыча нефти составляет 2,3 млн. баррелей в день, а потребление – 13,4 млн. баррелей, что почти в 6 раз превышает объемы собственного производства. Добыча при-родного газа осуществляется на уровне (добыча – 178 млрд. м куб. в год, потребление – 376 млрд. м куб. в год, то есть потребление в 2,1 раза превышает производство).
    Учитывая общую тенденцию повышения цен на энергоресурсы в мире, полный отказ от ядерной энергетики Германии, частично Франции и некоторых других стран, а также риски изменения климата, которые могут привести и к похолоданию на Европейском континенте, ситуация и дальше будет оставаться сложной.
    Вероятность рецессии в Европе на данный момент – на уровне 40%, глобальной рецессии – 35-38%.
    К мерам устранения кризисных явлений и их последствий Евро-союза можно отнести, во-первых, увеличение европейского стабили-зационного фонда, а также списание половины государственного долга Греции, однако при этом внедрить автоматические санкции для систематических нарушителей бюджетной дисциплины; во-вторых увеличить объем и возможности Европейского фонда финансовой стабильности; в-третих принять план рекапитализации банков, в случае возникновения проблем с уровнем достаточности капитала евро-пейским банкам следует сначала постараться привлечь финансирова-ние на рынке. Если это сделать не получится, то в игру должны всту-пить правительства европейских государств. А также, следует осу-ществлять выплату дивидендов для налогоплательщиков, участвую-щих в программе спасения банков.
    Также необходимо более строгим образом регулировать финан-совые сферы и ввести налог на финансовые транзакции, что должно стать еще одним шагом в программе выхода из кризиса.
    К тому же, существует необходимость сломать сложившиеся сте-реотипы разделения европейских стран на те, которые отдают деньги, и те, которые их принимают. Поэтому необходимо разработать спе-циальные программы роста экономики периферийных стран зоны евро. При реализации этих программ "проблемные" страны должны по-лучать административную поддержку от "коллег" по региону.
    Выводы. В заключении стоит отметить, что необходимо усилить роль МВФ в разрешении кризиса и углубить интеграцию в еврозоне и укрепление механизмов управления в ЕС.
     
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:


    Copyright PBL © 2024