Сайт сотрудников высшей школы
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Друзья сайта
  • Сайт ДонГУУ
  • Wiki
  • Сайт ДонНТУ
  • Сайт ДонНУЭТ
  • Воскресенье, 24.11.2024, 21:25
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ
    Lam3rokДата: Среда, 18.05.2011, 14:46 | Сообщение # 1
    Зло
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 209
    Репутация: 9999
    Статус: Offline
    ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ И РЕГИОНОВ
    В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

    Дятлова Ю.В., аспирант
    Донецкий государственный университет управления
    г. Донецк, Украина

    Проблема обеспечения продовольственной безопасности как важнейшее условие суверенитета Украины и ее регионов приобрела особую актуальность в формате практической реализации с приобретением нашей страны независимости.
    Современным вопросам обеспечения продовольственной безопасности на государственном уровне отечественные ученые уделяют внимание, однако вступление Украины в ВТО и перспективы создания зоны свободной торговли с Европейским Союзом требует исследования современных аспектов обеспечения продовольственной безопасности, ее организационно-правовых механизмов в контексте международных и региональных интеграционных процессов.
    Цель исследования – дать анализ проблем обеспечения продовольственной безопасности Украины и регионов, предложить организационно-правовые механизмы их решения.
    В обеспечении населения Украины продовольствием немаловажную роль играют как объемы производства и структура торгового баланса, так и качество поставляемой продукции. Зависимость продовольственного рынка от внешних поставок ежегодно растет: в 2008 г. по сравнению с 2004 г. объемы сельскохозяйственного производства сократились на 4% [1], импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья увеличился более чем в два раза и составил 6,5 млрд. долл. США. Доля этих групп в импорте товаров довольно значительна – 7,5%.
    Экспорт продовольствия за указанный период превысил импорт в 1,7 раза [2]. Поэтому при наполнении отечественного рынка товарами иностранного происхождения первостепенное значение приобретают вопросы безопасности.
    Со вступлением Украины в ВТО основные обязательства относительно агропромышленного рынка связаны с вопросами его регулирования: либерализации системы таможенных тарифов на аграрную продукцию, объемов и системы дотирования сельскохозяйственного производства, приватизации, экспортных субсидий и т.п.
    Вместе с тем, начиная с 2000 года реформирование системы регулирования качества и безопасности продовольствия в ЕС направлено на усиление защиты здоровья людей с учетом более широкого круга аспектов, которые имеют прямое или опосредствованное влияние на показатели безопасности. Система полностью охватывает все элементы производства, продвижения продукции к потребителю и включает процессы первичного производства сельскохозяйственной продукции и фуража, хранения, транспортировки, производства пищевых продуктов, оптовую и розничную торговлю, вспомогательные материалы и оснащения, которые используются на всех этапах такой цепи. Поэтому экспорт пищевых продуктов из Украины в страны ЕС возможен при условии соблюдения потенциальными экспортерами всех норм продовольственного законодательства Европейского сообщества, подтвержденного соответствующей экспертизой.
    Организационная и законодательная структура государственного регулирования качества и безопасности пищевых продуктов в Украине фактически не испытала существенных изменений. На 1 сентября 2008 года являются действующими 13 законов, которые касаются продовольственного права.
    Активизация законотворческой деятельности на завершающем этапе переговорного процесса по вступлению Украины в ВТО привела к появлению значительного количества недостаточно проработанных законопроектов по вопросам технического и санитарного регулирования (некоторые из них приняты как законы), повлекла существенные расхождения в их содержании, начиная с терминологии.
    Учитывая то, что технические регламенты на пищевую продукцию уже начали разрабатывать, в законах Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» и «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия», принятых в последнее время, указано, что действие этих законов не распространяется на показатели безопасности продовольствия, то есть в Украине не будут разрабатываться горизонтальные технические регламенты. Это означает, что результаты контроля показателей безопасности, предельное содержимое вредных для здоровья людей веществ внутренними нестандартизированными методиками отбора проб и выполнения анализов не будут признаваться как достоверные.
    При таких условиях, согласно действующему законодательству, технические регламенты приобретают формальные признаки нормативно-правовых (нормативных) актов, содержание которых сводится лишь к порядку маркировки продукции. А это является анахронизмом: у нас и сейчас действуют «Санитарные нормы и правила», утвержденные в 1989 году Министерством здравоохранения СССР, регламентирующие предельно допустимое содержание в пищевых продуктах веществ, вредных для здоровья людей. При этом большое количество показателей безопасности пищевых продуктов в Украине вообще не нормируется и не контролируется. А это означает, что к экспортированным пищевым продуктам предъявляются более жесткие требования относительно показателей безопасности, чем к импортируемым.
    Разветвленная и громоздкая система государственного контроля качества и безопасности пищевых продуктов в Украине является неэффективной и не оказывает содействия повышению качества пищевых продуктов. Каждая служба функционирует автономно за счет предоставления платных услуг производителям продукции, определяя отдельные показатели безопасности в пищевых продуктах и совмещая в себе функции государственного надзора за соблюдением этих показателей.
    Методики выполнения большинства анализов являются закрытыми для производителей продукции, ответственных за ее качество и не имеющих выбора для подтверждения достоверности выполненных анализов.
    Ситуация, которая сложилась на продовольственном рынке Украины, обусловлена, во-первых, игнорированием органами законодательной и исполнительной власти необходимости проведения последовательных реформ в продовольственной сфере. Во-вторых, соответствующие органы исполнительной власти (министерства и ведомства), ответственные за качество и безопасность пищевых продуктов, не проводят реформы из-за возможности потери дополнительных источников финансирования. К участию в подготовке законодательных и нормативных актов непосредственных производителей пищевой продукции, ответственных за ее качество и безопасность, не привлекают. Так, в Законе Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья» не учтены предложения МОЗ, Минагрополитики, Госпотребстандарта, производителей пищевых продуктов. Между тем, в рамках проекта «Заем на политику развития» (второй этап), реализуемого при содействии Всемирного банка, этот закон включен в перечень нормативных актов, которые создают проблемы для ведения бизнеса и привлечения иностранных инвестиций в Украину, а следовательно, требует коренных изменений (поручение КМУ №36509/21/1-05 от 26 декабря 2005 года).
    Реформы в этой сфере необходимо начать с определения главных приоритетов обеспечения высокого уровня:
    защиты здоровья и жизни украинских потребителей пищевых продуктов;
    конкурентоспособности отечественных продовольственных товаров на внутреннем и внешнем рынках.
    К первоочередным мерам, направленным на совершенствование организационно-правового механизма обеспечения продовольственной безопасности, следует отнести:
    создание единого государственного органа по безопасности и качеству пищевых продуктов и процедур контроля в эффективно действующей государственной системе для достижения указанных выше целей;
    разработку и принятие законов Украины относительно общих принципов, структуры и требований продовольственного законодательства, руководствуясь основными принципами Регламентов ЕС №178/2002 и №852/2004, а также особенностей системы технического регулирования в продовольственном секторе.
    Таким образом, учитывая правовую незащищенность относительно безопасности и качества пищевых продуктов, объемы их экспорта из Украины будут ограничиваться, а при дальнейшем сокращении производства отечественного продовольствия возможно постепенное увеличение импортной продукции низкого качества. Это может привести к сокращению национального производства, закрытию большого количества предприятий и перепрофилированию аграрного сектора в сугубо сырьевой.

    Литература

    1. Статистична інформація. Держкомстат України.  [Електронний ресурс].  Режим доступу: http://www.ukrstat.gov.ua.
    2. Україна у цифрах у 2008 році: статистичний збірник / [за ред. О. Г. Осауленка]. – К. : ДП «Інформаційно-аналітичне агентство», 2009. – С. 138.

     
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:


    Copyright PBL © 2024