Сайт сотрудников высшей школы
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Друзья сайта
  • Сайт ДонГУУ
  • Wiki
  • Сайт ДонНТУ
  • Сайт ДонНУЭТ
  • Четверг, 28.11.2024, 17:22
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИКИ ЕВРОПЫ
    Lam3rokДата: Среда, 18.05.2011, 00:12 | Сообщение # 1
    Зло
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 209
    Репутация: 9999
    Статус: Offline
    СОЦИАЛЬНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
    И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ
    В СТРУКТУРЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ЕВРОПЫ

    Юрманова Е.А., к.э.н., доцент
    Донецкий институт железнодорожного транспорта,
    г. Донецк, Украина

    Среди аспектов европейской интеграции необходимо выделить ее социальную составляющую. При этом целесообразно обратить особое внимание на накопленный опыт развития европейской социальной политики в контексте концепции Европейской социальной экономики, которая разрабатывается с конца 80-х гг. XX в. Исторически социальная экономика Европы связана с кооперативами и ассоциациями, которые составляют ее институциональную основу. Современная социальная экономика опирается, прежде всего, на систему ценностей и принципов, присущих ассоциациям и кооперативам, а именно ассоциативизм, ассоциативная демократия, кооперативизм, совместная деятельность, и структурно включает в себя следующие типы организаций: кооперативы, взаимные общества, ассоциации, фонды и социальные предприятия. Относительно новым компонентом в структуре европейской социальной экономики являются социальные предприятия, действующие, как правило, на уровне местных сообществ или в интересах определенной группы людей.
    Надо признать, что отечественные исследователи пока еще мало обращают внимание на то, как проблемные вопросы социальной политики решаются на уровне ЕС, как расширяется субъектность института социальной политики, какие новые социальные силы включаются в реализацию социальной политики. Находится только в стадии разработки в отечественной экономической теории методология формирования национальной модели социально ориентированной рыночной экономики, отсутствует четкое представление о секторальной структуре, институциональных компонентах социальной рыночной экономики вообще и национальной ее модели, в частности.
    Целью исследования является рассмотрение особенностей возникновения явления социального предпринимательства и функционирования такого институционального компонента Европейской социальной экономики, как социальные предприятия, в контексте возможного использования их опыта в реализации украинской модели социальной политики и социальной экономики.
    Для идентификации социальных предприятий как организационных форм социального предпринимательства, реализуемого в рамках социальной экономики, вполне уместно обратиться к классической трактовке предпринимателя, данной Й. Шумпетером. В его теории предпринимательская деятельность является синонимом новаторской деятельности, а предприниматель выступает как новатор, осуществляющий нововведения или «новые комбинации факторов производства», к которым относил создание новых продуктов или нового качества продуктов, новые методы организации или производства, новые факторы производства и открытие новых рынков, новые формы предприятий.
    Многочисленные исследования третьего (социального) сектора экономики показывают, что последний развивается в ответ на специфические потребности, возникаемые в тех сферах, где частный сектор или государство неспособны обеспечить их доступное и полноценное удовлетворение. Речь идет о решении проблем специфических категорий населения: хронических безработных с низкой квалификацией, детей, пожилых людей, психиатрических больных, людей, освободившихся из мест заключений, беженцев, иммигрантов и т. д. Деятельность социальных предприятий, ориентирующихся на потребности подобных членов общества, несомненно, инновационна и существенно отличается от деятельности традиционных благотворительных организаций.
    В качестве новых методов организации, реализуемых в социальных предприятиях, выступает механизм привлечения к своей работе самых разнообразных участников: работников, чей труд оплачивается, добровольцев (волонтеров), пользователей оказываемых услуг (оказывающих финансовую поддержку), представителей местных общественных организаций и муниципалитетов, в то время как традиционные социальные организации отличаются социальной однородностью своих членов.
    Добровольцев (добровольных работников), привлекаемых для производства товаров или оказания услуг вполне можно рассматривать в качестве новых факторов производства, как и лиц, которым предоставляется возможность частичной занятости.
    При этом нет единой юридической формы, в рамках которой функционировали бы социальные предприятия. Так, благодаря закону 1991 г. официальный статус получили социальные кооперативы в Италии. Во Франции, Португалии, Испании и Греции социальные предприятия также функционируют в кооперативной форме: португальские «социальные кооперативы солидарности», испанские «кооперативы социальной инициативы», греческие «социальные кооперативы с ограниченной ответственностью», французские «социальные кооперативы коллективного интереса». В Бельгии за социальными предприятиями законодательно закреплен статус «общества с социальной целью».
    Среди разнообразных определений, которые даются социальным предприятиям, особое внимание вызывает определение, предложенное EMES (Европейская исследовательская сеть), поскольку оно выводится из социальных и экономических критериев, на основе которых идентифицируются социальные предприятия. К экономическим критериям относятся: 1) непрерывный характер деятельности, связанной с производством товаров и предоставлением услуг; 2) высокая степень автономии; 3) существенный уровень экономического риска; 4) минимальное количество оплачиваемого труда.
    Другими индикаторами измеряется социальная сущность социальных предприятий. Одной из основных целей социальных предприятий является служение общественным или коллективным интересам. Особая миссия возлагается на социальные предприятия в решении вопросов местного развития, когда они рассматриваются в качестве партнеров муниципальных и региональных властей. Социальные предприятия есть результат коллективной деятельности, объединяющей людей, принадлежащих сообществу или группе и разделяющих определенную потребность или цель. Руководящие решения принимаются на основе демократического принципа «один участник – один голос». Представление интересов и непосредственное участие клиентов, ориентация на членов и демократический стиль управления являются важными особенностями социальных предприятий. Социальный характер социальных предприятий реализуется на местном уровне прежде всего через экономическую деятельность. К социальному критерию, идентифицирующему социальные предприятия, также относится ограниченное распределение прибыли. Социальные предприятия включают не только организации, которые характеризуются полным ограничением распределения (прибыль реинвестируется в развитие деятельности), но также и такие организации, как кооперативы, которые могут распределять прибыль только ограниченно, таким образом избегая максимизирующего прибыль поведения.
    Таким образом, социальные предприятия – это некоммерческие частные организации, занятые производством товаров и услуг, функционирующие в интересах общества и коллективов граждан, прежде всего на местном уровне, отличающиеся автономностью и демократичностью управления, несущие экономические риски, связанные с их деятельностью. Различные формы социальных предприятий позволяют объединить бизнес-инициативы с идеями взаимной солидарности их субъектов на основе такой системы ценностей, в которой принципы демократического принятия решений и приоритета людей над капиталом являются преобладающими.

     
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:


    Copyright PBL © 2024