Сайт сотрудников высшей школы
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [59]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Друзья сайта
  • Сайт ДонГУУ
  • Wiki
  • Сайт ДонНТУ
  • Сайт ДонНУЭТ
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Понедельник, 25.11.2024, 18:39
    Главная » Статьи » Мои статьи

    УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫМИ РИСКАМИ В УКРАИНЕ

    УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫМИ РИСКАМИ В УКРАИНЕ

    Бондарева Татьяна Ивановна, Национальный аэрокосмический университет "ХАИ", г. Харьков, к.т.н.

    Крицкова Антонина Васильевна, Национальный аэрокосмический университет "ХАИ", г. Харьков, студентка

    Постановка проблемы. В настоящее время Украина активно пытается интегрироваться в мировое сообщество, что подразумевает под собой заключение двусторонних соглашений с таможенными администрациями стран-партнеров, а также – обустройство пунктов пропуска и развитие таможенной инфраструктуры.

    Развитие таможенных органов в Украине осуществляется по принципам деятельности таможенных служб ведущих стран мира. Определение четких и понятных правил таможенного оформления, базирующихся на международных конвенциях и рекомендациях, позволили за прошедшие годы создать правовую и организационную базу деятельности таможенных органов нашей страны.

    Однако существуют определенные проблемы в этой сфере, которые оказывают негативное влияние на эффективность внешнеэкономической деятельности не только предприятий-участников, но страны в целом. Таким образом, возникают вопросы совершенствования деятельности таможенных органов как элемента государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

    Цель исследования. Одной из основных является проблема недостоверного декларирования, а именно занижения таможенной стоимости товаров, веса и других ключевых показателей, влияющих на величину взимаемой таможенной пошлины, что негативно сказывается на поступлении платежей в казну государства.

    Для решения этой проблемы необходимо разработать систему управления таможенными рисками, основанную на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющую собой комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков.

    Основные результаты. Законодательной базой таможенной оценки в Украине является Закон Украины «О таможенном тарифе». Следуя нормам ГАТТ/ВТО, этот закон устанавливает, что основным методом определения таможенной стоимости является метод "по цене сделки с ввозимыми товарами". При применении данного метода таможенная стоимость определяется на основе цены сделки, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары, т.е. на основе контрактной стоимости товаров. Остальные методы таможенной оценки применяются только в том случае, если основной метод неприменим, что происходит очень редко. [1] Риск в данном случае заключается в том, что в целях уклонения от уплаты полной суммы таможенных платежей импортеры могут умышленно искажать сведения о цене сделки путем ее занижения.

    Для нейтрализации данного риска таможенные органы должны проводить аналитическую работу и выявлять факторы (индикаторы риска) для определения случаев, когда необходимо ужесточение таможенного контроля путем проведения досмотра, дополнительной проверки документов и т. д. Однако на практике часто используют упрощенные индикаторы риска, что может привести снижению экономической эффективности от использования системы управления рисками.

    Необходимо отметить, что импортеры часто сами допускают ошибки как в процедуре декларирования таможенной стоимости, так и в вопросах выбора тактики работы с таможенными органами. Часто именно это дает таможенным органам правовые основания для корректировки таможенной стоимости. Типичные таможенные риски, связанные с деятельностью импортера, могут быть представлены следующим образом:

    − документальное оформление претензий – не предоставление импортером запрошенных таможней дополнительных документов без письменного объяснения соответствующих причин;

    − уход от сложностей – отказ импортера от применения метода "по цене сделки" при заявлении таможенной стоимости и «подгон» ее под так называемый «контрольный» уровень;

    − подчинение требованию таможни – самостоятельная корректировка импортером первоначально заявленной таможенной стоимости товаров;

    − упрощение процедур – игнорирование импортером принципа «зеленого коридора» при осуществлении поставок напрямую от производителей;

    − досрочная оплата – осуществление импортером оплаты таможенных платежей без получения правильно оформленного решения таможенных органов. [2]

    В качестве рекомендаций по противодействию описанным выше таможенным рисками можно предложить следующее:

    - прогнозирование рисков и недостоверного декларирования с оценкой воздействия принимаемых мер регулирования ВЭД;

    - разработка и внедрение программных средств, обеспечивающих сбор, анализ и проверку достоверности поступающей информации;

    - разработка методики комплексной оценки индикаторов риска на основе представленных документов и предварительной информации с целью определения степени риска при перемещении товаров через таможенную границу Украины;

    - внедрение информационного взаимодействия с международными транспортно-экспедиционными и инспекционными организациями, обладающими информацией о товарах, транспортных средствах и лицах, перемещающих их через таможенную границу Украины.

    Выводы. Таким образом, проведение мероприятий по совершенствованию системы управления таможенными рисками позволит решить следующие задачи:

    - оптимизация принятия решений при осуществлении таможенного оформления и контроля, снижение субъективного фактора;

    - достижение оптимального соотношения между временем проведения таможенного контроля и его эффективностью;

    - единообразное применение таможенного законодательства Украины;

    - укрепление законности и правопорядка в сфере внешнеэкономической деятельности;

    - качественно новый уровень информатизации таможенных органов.

    Для целей эффективного таможенного контроля необходимо также максимально возможное расширение источников поступления достоверной информации.

     

    Перечень источников информации:

    1.    Закон Украины «О таможенном тарифе»

    2.    Таможенный кодекс Украины

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: Lam3rok (11.05.2010)
    Просмотров: 2016 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:

    Copyright PBL © 2024