ТРЕБОВАНИЯ К АВТОТРАНСПОРТУ КАК ТЕХНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ МЕЖДУ ЕС И УКРАИНОЙ
Требования
к автотранспорту
как технические барьеры МЕЖДУ ЕС И УКРАИНОЙ
Король Д., аспирант
(ДонГУУ)
Активизация международной интеграции
способствует развитию внутренних и внешних экономических связей, в которых
транспорт играет решающую роль. Главной задачей в развитии этих тенденций является
устранение технических барьеров в торговле как относительно товаров, так и средств
их перемещения.
Технические
барьеры как нетарифные меры являются одним из инструментов регулирования
внешнеторговых отношений. Технические барьеры могут существовать в форме
стандартов, технических норм, правил, в виде требований к упаковке и маркировке
и иным техническим характеристикам товара, и используются с целью ограничения
доступа товаров, которые могут нанести вред здоровью и жизни людей, окружающей
природе, животным.
Юридически
технические барьеры имеют следующие формы: законодательные акты страны, имеющие универсальный характер или
применяющиеся к данному
товару; нормативные
акты в пределах действующего таможенного законодательства, принятые для
исполнения нормативных актов общего характера; ограничения,
вытекающие из участия страны в международных соглашениях (в связи с
международным сотрудничеством странв
области стандартизации и защиты окружающей среды, флоры и фауны).
Мероприятия
по решению проблем с техническими барьерами нашли отражение в международных
соглашениях: 1979 г. – первое многостороннее Соглашение по техническим барьерам
в торговле; 1993 г. – Соглашение по техническим барьерам в торговле
(Уругвайский раунд ГАТТ), вошедший в пакет документов Всемирной торговой
организации (ВТО), Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных
мер.
Соглашение
по техническим барьерам в торговле (1993 г.) обязательно к выполнению всеми
странами-участницами ВТО (153
стран-членов на 23 июля 2008). Согласно Соглашению выпуск
продукции по стандартам ниже уровня стандартов остального мира затрудняет
экспорт продукции. Цель этого Соглашения – достижение уверенности в том,
что технические регламенты и стандарты, процедуры испытаний, и сертификации, не
будут создавать препятствий в торговле. В нем также предусмотрено, что
страны-участницы имеют право устанавливать самостоятельно уровни защиты.
В рамках ВТО
к техническим барьерам экспертами относятся стандартизация, стандарты, проверки
соответствия стандартам, нормам безопасности, правилам сертификации.
Наиболее
важным техническим барьером считается стандартизация. Так, по данным Секретариата ГАТТ, 5% технических барьеров, которые
применяются экономически развитыми странами, приходятся на транспортные
средства: на Францию и Италию – по 6% всех случаев применения технических
барьеров, на Англию и Германию – по 8%.
Наиболее
востребованным в экономической и социальной жизни общества транспортным
средством является автомобиль.
За
2006 г., по данным Eurostat (Transport), MemberStates,по
территории ЕС автомобильным транспортом было перевезено 16 925 млн. т
товаров, в то время как 1220 млн. т – по железной дороге, 495 млн. т –
внутриводным транспортом.
Ежегодный
прирост автомобильного парка в ЕС составляет 2,4%.
Однако в ЕС выпуск новых автомобилей и фургоны (малые коммерческие
транспортные средства) регулируется с помощью Евро-4, который вступил в силу в
2003 году и 2005 году для разных видов транспортных средств. Для легкового транспорта
в сентябре 2009 года вступил в силу стандарт Евро-5 (с целью уменьшения выброса
макрочастиц от дизельного топлива с 25 мг/км до 5 мг/км). В январе 2014 года
планируется ввести Евро-6 для уменьшения выброса оксида азота дизельными
автомобилями с 180 мг/км до 80 мг/км.
Помимо того, с 1990 г. по 2006 г. в ЕС ежегодное потребление транспортом
топлива увеличивается на 1,8% и составило в 2006 году 31,5%. Львиная доля в
этом потреблении принадлежит автомобильному транспорту - 81,9%. Поэтому в последние годы в ЕС актуальным
является вопрос использования биотоплива. Его использование в 2006 году
странами – членами ЕС-27 увеличилось на 1,5%. Наибольшее потребление пришлось
на Германию (5,5%) и Словакию (2,5%).
Автотранспортные средства, комплектующие
и топливо в ЕС подлежат обязательной сертификации.
Требования к качеству автомобилей и весовой
нагрузке в пути сообщения следующие: с 1990 года выпуска автомобили должны быть
оснащены катализатором для очистки выхлопных газов; уровень шума грузовых
автомобилей 1995 года выпуска не должен превышать 80 дБ; автотранспортные
средства с 1995 года выпуска должны иметь тахографы, которые контролируют
работу двигателя и водителя, скорость и время передвижения, простои и объемы
выполненных работ, потребление топлива; с 2000 года выдвинуты требования по
экологичности топлива и масла, которыми заправляются грузовики.
Таким образом, на сегодня Европейский Союз
является наиболее привлекательным рынком сбыта продукции различных поставщиком
с более чем 530 млн. потребителей. Однако высокие требования в ЕС к
автотранспорту в области безопасности жизни и здоровья людей, животных и
окружающей среды, создают как защиту для стран-участников, так и барьеры для доступа
на рынки Европы других государств.