Сайт сотрудников высшей школы
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [59]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Друзья сайта
  • Сайт ДонГУУ
  • Wiki
  • Сайт ДонНТУ
  • Сайт ДонНУЭТ
  • Статистика

    Онлайн всего: 2
    Гостей: 2
    Пользователей: 0
    Понедельник, 25.11.2024, 18:34
    Главная » Статьи » Мои статьи

    СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

    СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ

    ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

     

    Дятлова Ю.В., аспирант

     

    Проблема обеспечения продовольственной безопасности является важнейшей составляющей суверенитета Украины и ее регионов, ее исследованием на протяжении достаточно длительного периода занимались известные ученые. Со вступлением Украины в ВТО и перспективой создания зоны свободной торговли с Европейским Союзом проблема обеспечения продовольственной безопасности стала особенно актуальной.

    В настоящее время зависимость отечественного продовольственного рынка от внешних поставок ежегодно растет: импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья увеличился в 2008 г. по сравнению с 2004 г. более чем в два раза и составил 6,5 млрд. долл. США. Доля этих групп в импорте товаров возросла с 6,2 до 7,5%. При сокращении объемов сельскохозяйственного производства и  наполнении отечественного рынка товарами иностранного происхождения первостепенное значение приобретают вопросы безопасности, которые должны регулироваться специальными механизмами, а именно системой реализации продовольственного права. Существующие в мире системы реализации продовольственного права максимально защищают здоровье и жизнь людей от опасных факторов.

    В странах ЕС система регулирования качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья людей построена на жесткой регламентации требований к показателям безопасности. Эти требования содержатся в многочисленных директивах и регламентах со статусом нормативно-правовых документов, обязательных для выполнения всеми странами сообщества.

    Характерной особенностью указанной системы в ЕС является то, что она основывается на директивах «старого» подхода и максимально учитывает требования международного продовольственного права ФАО/ВОЗ, изложенные в стандартах Codex Alimentarius, состоящем из нескольких тысяч стандартов на отдельные виды пищевых продуктов, которые продаются на мировом рынке. Стандартами Codex Alimentarius определены не только требования к показателям безопасности пищевых продуктов, а и дополнительные показатели качества, которые обусловливают биологическую ценность продукта, требования к методам отбора проб и выполнению анализов и маркирования. Однако в ЕС требования к показателям безопасности намного жестче, и перечень вредных веществ, содержание которых в пищевых продуктах регламентируется, значительно шире.

    Система реализации продовольственного права, защиты здоровья людей, существующая в ЕС, практически исключает возможность приобретения населением некачественного продукта и строится на доверии потребителей к действиям властей в данном сегменте. За последние пять лет в ЕС приняли дополнительно несколько сотен законодательных актов относительно качества и безопасности продовольствия.

    Регламент Европейского парламента и Совета ЕС от 28 января 2002 года №178/2002/ЕС установил общие принципы и требования законодательства относительно пищевых продуктов. Для этого создали европейский орган по безопасности пищевых продуктов и установили соответствующие процедуры в сфере безопасности пищевых продуктов. Дальнейшее усовершенствование продовольственного законодательства в ЕС предусмотрено Регламентом Евро­парламента и Совета ЕС от 29 апреля 2004 года №852/2004 «О гигиене пищевых продуктов», в котором детализировали ряд общих положений Регламента ЕС №178/2002/ЕС.

    Экспорт пищевых продуктов из Украины в страны ЕС возможен при условии соблюдения потенциальными экспортерами всех норм продовольственного законодательства Европейского сообщества, подтвержденного соответствующей экспертизой.

    Организационная и законодательная структура государственного регулирования качества и безопасности пищевых продуктов в Украине фактически осталась прежней. До настоящего времени системы продовольственного права, защиты прав потребителей, сохранения их здоровья, несмотря на принятие нескольких законов и подзаконных актов по воп­росам технического регулирования, качества и безопасности пищевых продуктов, не сформировано.

    На 1 сентября 2008 года являются действующими 13 законов, которые касаются продовольственного права. Половина из них относится к общетехническим и имеет опосредованное отношение к продовольственному праву.

    В законах Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» и «О стандартах, технических регламентах и процедурах оценки соответствия», принятых в последнее время, указано, что действие этих законов не распространяется на показатели безопасности продовольствия, то есть в Украине не будут признаваться как достоверные результаты контроля показателей безопасности, предельного содержания вредных для здоровья людей веществ нестандартизированными методиками, т.е. теми, что использовались ранее.

    Большое количество показателей безопасности пищевых продуктов в Украине вообще не нормируется и не контролируется. А это означает, что к экспортированным пищевым продуктам предъявляются более жесткие требования относительно показателей безопасности, чем к импортируемым.

    Разветвленная и громоздкая система государственного контроля качества и безопасности пищевых продуктов в Украине является неэффективной, каждая служба функционирует автономно за счет предоставления платных услуг производителям, совмещая в себе функции государственного надзора за соблюдением этих показателей.

    Ситуация, которая сложилась на продовольственном рынке Украины, обусловлена как отсутствием реформ в продовольственной сфере, так и желания у соответствующих органов исполнительной власти (министерства и ведомства) их проводить из-за возможности потери дополнительных источников финансирования. К участию в подготовке законодательных и нормативных актов непосредственных производителей пищевой продукции, ответственных за ее качество и безопасность, не привлекают.

    Реформы в этой сфере должны бы начаться с определения главных приоритетов обеспечения: высокого уровня защиты здоровья и жизни потребителей пищевых продуктов, то есть всех жителей Украины; сбалансированности питания различных возрастных и профессиональных групп людей; высокого уровня конкурентоспособности продовольственных товаров, произведенных в Украине, на внутреннем и внешнем рынках.

    К первоочередным мерам следует отнести: создание специальной рабочей группы для детального анализа эффективности действующей системы государственного контроля; разработку и принятие закона Украины «Об общих принципах, структуре и требованиях продовольственного законодательства», руководствуясь основными принципами Регламентов ЕС №178/2002 и №852/2004; разработку и принятие закона Украины относительно особенностей системы технического регулирования в продовольственном секторе; создание единого государственного органа по безопасности и качеству пищевых продуктов и процедур контроля.

    Категория: Мои статьи | Добавил: Lam3rok (10.05.2010)
    Просмотров: 1186 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:

    Copyright PBL © 2024