РОЛЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ В РЕГУЛИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РОЛЬ СТАНДАРТИЗАЦИИ
В РЕГУЛИРОВАНИИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дятлова В.В., к.т.н., доцент
Донецкий государственный университет
управления
Возрастающий в последнее
время интерес к проблемам предпринимательства обусловлен нарастанием
противоречий в его развитии. Государство является основным субъектом
обеспечения безопасности предпринимательства, для чего институты власти создают
механизмы регулирования и защиты интересов предпринимателя. Государство
осуществляет регулирование всей совокупности отношений, опосредствующих
предпринимательскую деятельность в той мере, в какой это необходимо для
согласования интересов общества, предпринимателя и человека. На основании их
консенсуса и разрабатываются требования к продукции (товарам, услугам), которые
фиксируются в стандартах.
Значение стандартизации в
современном мире трудно переоценить. Оно вытекает из происходящих в экономике и
общественной жизни процессов и формируется под действием ряда факторов. Первый
среди них – глобализация мирового рынка, характеризующаяся свободным движением
капитала, товаров, людей, идей и информации. Второй не менее важный фактор – ускорение
научно-технического прогресса, стремительное развитие прогрессивных сфер
деятельности, например, информационных и коммуникационных технологий,
биотехнологии. С этим тесно связано использование высоких технологий для
сокращения цикла проектирования и изготовления продукции, обеспечение
оптимального соотношения между качеством, стоимостью и временем изготовления
продукции. И, наконец, третий фактор – необходимость усиления внимания к охране
окружающей среды и рациональному использованию ресурсов.
Перечисленные факторы
значительно повлияли на перестройку деятельности международной, региональных и
национальных систем стандартизации. Как идеал, выдвинут принцип: «Единый
стандарт, одно испытание, признанные повсюду». В действительности же средний
показатель использования странами-членами ИСО международных стандартов в общем
числе национальных составляет 22%. Характерно, что доля использования международных
стандартов значительно большая в странах с высоким уровнем развития (в среднем
40%), по сравнению с развивающимися.
В странах общего рынка фонд
национальных стандартов пополняется (обновляется) преимущественно за счет
стандартов СЕН и СЕНЭЛЕК. Тенденция прямого использования международных стандартов
вполне соответствует требованиям Всемирной торговой организации (ВТО) и создает
предпосылки введения в сферу международной стандартизации рамочных нормативных
актов с последующей гармонизацией и с исполнением их в законодательстве стран
мирового сообщества.
Отвечая на вызов времени,
связанный со вторым фактором, международные организации по стандартизации (ИСО,
МЭК, МСЭ) успешно продвигают передовые технологии и опыт через процессы
стандартизации.
Особенно эта тенденция
проявляется в практике ряда стран с развитой экономикой. Деятельность по
стандартизации осуществляется в интересах технического прогресса с акцентом на
такие новые области, как информационная технология, экология, рециркуляция (повторное
использование и утилизация продукции). В экономически развитых странах фонд
стандартов регулярно пересматривается (нормативные документы подтверждаются,
изменяются, отменяются, разрабатываются) – не более чем через пять лет. Стандарт
может быть пересмотрен и раньше этого срока, если будет необходима его
гармонизация с международными нормами или если этого требует развитие новых
технологий.
На третий вызов
современности – экологический – международная стандартизация ответила
разработкой системы документов по управлению окружающей средой: комплекс
стандартов ИСО серии 14000 (включает 20 международных стандартов, определяющих
общие принципы экологического управления).
При установлении
технического уровня стандарта учитывают интересыбизнес-сообщества, как правило, крупного
предпринимательства, которое в состоянии оплатить разработку стандарта. Только
в последнее время Европейская организация стандартизации стала разрабатывать
механизмы участия среднего и малого бизнеса в процессах разработки стандартов.
Между тем, только в Европе малый и средний бизнес дают 70% валового
продукта.
О масштабе и
эффективности работ по стандартизации свидетельствуют следующие факты. Общая
сумма вложений промышленности и правительственных организаций в США в различные
виды деятельности, связанные с разработкой и применением стандартов, достигла
70 млрд. долл. в год. В Германии за счет стандартизации обеспечивается до 1%
прироста ВВП, что составляет 16 млрд. евро в год.
Членство Украины во
Всемирной торговой организации и интеграции в ЕС связано с необходимостью
реформирования национальной системы технического регулирования.
На основании положений
Соглашения о технических барьерах в торговле, статей 51 и 56 Соглашения о
партнерстве и сотрудничестве с Европейским Союзом Украина взяла обязательство
поэтапно внедрить в национальное техническое законодательство международные и
европейские стандарты, нормы и правила, процедуры оценки соответствия, что
обеспечит безопасность жизни и здоровья граждан, будет способствовать улучшению
условий торговли товарами и предоставления услуг, устранению лишних барьеров в
торговле, установлению высоких стандартов качества.
В сфере технического
урегулирования Украина должна внедрить более 8000 евронорм и более 90 директив.
Предусматривается разработка более 1200 гармонизированных национальных стандартов.
Политика в
области стандартизации в Украине определяется органами государственного
управления, которые также осуществляют надзор за выполнением требований
стандартов. Вместе с тем, в международной практике стандартизация является
деятельностью, основанной на консенсусе, которая проводится как
заинтересованными, так и в интересах заинтересованных сторон на принципах
открытости и прозрачности в рамках независимых и признанных организаций по
стандартизации. Ее результатом является принятие стандартов, применение которых
носит добровольный характер. обязательность применения стандартов определяется
законодательными актами.
Сегодня на разработку
национальных стандартов и гармонизацию их с международными и европейскими
требованиями направлена работа 157 технических комитетов Украины. Однако пока в
нашем государстве насчитывается немногим более 3 тыс. национальных стандартов,
гармонизированных с международными и европейскими. Общий уровень гармонизации
стандартов в Украине составляет около 20 % (от действующих международных).
Кроме того, приняты первые 22 технических регламента по подтверждению
соответствия конкретных видов продукции, которые внедряют европейские директивы.
Темпы роста уровня гармонизации планируются в объеме 800-1000 стандартов на год,
однако они недостаточны.
Таким образом, стандартизация
как метод государственного регулирования предпринимательской деятельности определяет
научно-технический уровень выпускаемой продукции и услуг, поддержание которого
вызывает необходимость гармонизации отечественных стандартов с международными и
европейскими нормами.