Сайт сотрудников высшей школы
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [59]
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Друзья сайта
  • Сайт ДонГУУ
  • Wiki
  • Сайт ДонНТУ
  • Сайт ДонНУЭТ
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Понедельник, 25.11.2024, 18:51
    Главная » Статьи » Мои статьи

    ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

    ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

    В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

    СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ

     

                         Батченко Л.В., д.э.н., профессор (ДонГУУ, г. Донецк)

    Мякотина Н.А., ассистент (ДонГУУ, г. Донецк)

     

    Перспективы мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность будет определяться, в первую очередь, использованием высококвалифицированных кадров, новых знаний, технологий и методов управления.

    Следовательно, на передний план выдвигается способ производства и передачи знаний и, собственно, сам человек – его интеллектуальный потенциал. Поэтому все большая часть исследователей считает человеческий капитал самым ценным ресурсом постиндустриального общества. Уже сейчас во всех странах человеческий капитал предопределяет темпы экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается и интерес общества к системе образования как основе производства этого капитала.

    Отечественной образовательной системой осознаётся необходимость фундаментальных организационных и содержательных изменений, что нашло отражение в утвержденных концептуальных основах развития высшего образования и его интеграции в европейское образовательное пространство, в принятых изменениях в законодательной и нормативной базе высшего образования, государственных программах по его развитию.

    Важнейшие национальные приоритеты в сфере образования и науки – это европейский уровень качества и доступности образования, его духовная ориентированность и демократизация, развитие общества на основе новых знаний.

    Особой областью высшего образования является экономическое. Одними из наиболее востребованных специальностей сегодня, по данным исследований, являются менеджмент, бухгалтерский учет и аудит, финансы и кредит, экономика. В программах повышения квалификации приоритет отдаётся бизнес-планированию и оценке инвестиционных проектов, организации, планированию и управлению инвестициями, правовому обеспечению управления, финансовому и кадровому менеджменту.

    С 90-х годов XX столетия мировая и отечественная система высшего образования оказалась в новых экономических и социальных условиях, обусловленных формированием конкурентной рыночной среды, повышением ожиданий потребителей, массовыми предпочтениями в получении высшего образования. Одновременно происходило уменьшение государственного финансирования высшего образования.

    В качестве средства адаптации к новым рыночным условиям западные университеты избрали коммерциализацию тех сфер своей деятельности, где ощущалась нехватка финансовых средств. Коммерциализация последовательно распространилась от научной сферы к образовательной, в результате чего университет трансформировался в специфическое предприятие общественного сектора экономики. Коммерциализация всех видов деятельности типична для американских и многих европейских университетов.

    Образовательное сообщество осознало, что главным условием преуспевания является эффективное удовлетворение спроса потребителей, своевременная реакция на требования рынка, ориентированного на практическую применимость полученных            знаний, модернизацию содержания образования в соответствии с требованиями времени. По мнению американских аналитиков, образовательный рынок весьма обширный: оборот трёх его основных секторов - среднего профессионального, выс­шего образования и повышения квалификации - оценивается в развитых странах в 30 млрд. долл. Современной ситуации на рынке присуще обострение конкуренции между классическими университетами и новыми претендентами на торговлю образовательными услугами, среди которых - структуры внутрифирменного обучения (внутренние тренинговые центры), системы дистанционного обучения, общедоступные образовательные ресурсы в Интернете.

    Рыночные процессы в системе высшего образования в Украине имеют ряд особенностей. С целью сохранения или увеличения ресурсов ВУЗы конкурируют и между собой: за партнерство с бизнесом, проведение исследований по заказу, за гранты и сервисные контракты, трансфер технологий. Особый предмет конкуренции – привлечение большего числа студентов, способных предложить более высокую плату за обучение.

    Формально признавая необходимость адаптации к спросу, большинство ВУЗов не готовы предложить потребителю образовательный продукт, удовлетворяющий требованиям информационной эпохи. Не инвестируя в профессиональное развитие педагогического персонала, в обновление материально-технической и методической базы, ВУЗы утрачивают конкурентные возможности, не могут наладить диалог с бизнесом. Последний, как показывет практика, не находя на образовательном рынке продукта требуемого уровня профессионализации, предпочитает развивать собственные тренинговые и обучающие программы.

    Проблемы, имеющиеся в национальных ВУЗах придают особую актуальность качеству обучения, которое служит главным фактором в формировании человеческого капитала.

    Категория: Мои статьи | Добавил: Lam3rok (10.05.2010)
    Просмотров: 704 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:

    Copyright PBL © 2024