ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ
ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ
Батченко Л.В., д.э.н., профессор
(ДонГУУ, г. Донецк)
Мякотина Н.А.,
ассистент (ДонГУУ, г. Донецк)
Перспективы
мировой экономики в XXI в. определяются характером перехода стран к новому
этапу развития производительных сил: от индустриальной стадии, где доминировало
крупное механизированное машинное производство, к постиндустриальной, где будут
превалировать сфера услуг, наука, образование и т.д. Производство материальных
благ, безусловно, сохранит свою значимость, но его экономическая эффективность
будет определяться, в первую очередь, использованием высококвалифицированных
кадров, новых знаний, технологий и методов управления.
Следовательно, на
передний план выдвигается способ производства и передачи знаний и, собственно,
сам человек – его интеллектуальный потенциал. Поэтому все большая часть исследователей
считает человеческий капитал самым ценным ресурсом постиндустриального общества.
Уже сейчас во всех странах человеческий капитал предопределяет темпы
экономического развития и научно-технического прогресса. Соответственно усиливается
и интерес общества к системе образования как основе производства этого капитала.
Отечественной образовательной системой осознаётся необходимость фундаментальных организационных и
содержательных изменений, что нашло отражение в утвержденных
концептуальных основах развития высшего образования и его интеграции в
европейское образовательное пространство, в принятых изменениях в
законодательной и нормативной базе высшего образования, государственных
программах по его развитию.
Важнейшие национальные приоритеты в сфере образования и науки – это европейский уровень
качества и доступности образования, его духовная ориентированность и
демократизация, развитие общества на основе новых знаний.
Особой областью высшего образования
является экономическое. Одними из наиболее востребованных специальностей сегодня,
по данным исследований, являются менеджмент, бухгалтерский учет и аудит,
финансы и кредит, экономика. В программах повышения квалификации приоритет
отдаётся бизнес-планированию и оценке инвестиционных проектов, организации,
планированию и управлению инвестициями, правовому обеспечению управления,
финансовому и кадровому менеджменту.
С 90-х годов XX столетия
мировая и отечественная система высшего образования оказалась в новых
экономических и социальных условиях, обусловленных формированием конкурентной
рыночной среды, повышением ожиданий потребителей, массовыми предпочтениями в
получении высшего образования. Одновременно происходило уменьшение
государственного финансирования высшего образования.
В
качестве средства адаптации к новым рыночным условиям западные университеты
избрали коммерциализацию тех сфер своей деятельности, где ощущалась нехватка
финансовых средств. Коммерциализация последовательно распространилась от
научной сферы к образовательной, в результате чего университет трансформировался
в специфическое предприятие общественного сектора экономики. Коммерциализация
всех видов деятельности типична для американских и многих европейских университетов.
Образовательное сообщество осознало, что главным условием
преуспевания является эффективное удовлетворение спроса потребителей,
своевременная реакция на требования рынка, ориентированного на практическую
применимость полученных знаний,
модернизацию содержания образования в соответствии с требованиями времени. По
мнению американских аналитиков, образовательный рынок весьма обширный: оборот трёх его основных секторов - среднего профессионального,
высшего образования и повышения квалификации - оценивается в развитых странах
в 30 млрд. долл. Современной ситуации на рынке присуще обострение
конкуренции между классическими университетами и новыми претендентами на торговлю образовательными услугами, среди которых - структуры внутрифирменного обучения (внутренние
тренинговые центры), системы дистанционного
обучения, общедоступные образовательные ресурсы в Интернете.
Рыночные процессы в
системе высшего образования в Украине имеют ряд особенностей. С целью сохранения или увеличения
ресурсовВУЗы конкурируют и между собой: за партнерство с бизнесом, проведение исследований по заказу, за гранты и
сервисные контракты, трансфер технологий. Особый предмет конкуренции –
привлечение большего числа студентов, способных предложить более высокую плату
за обучение.
Формально признавая
необходимость адаптации к спросу, большинство ВУЗов не готовы предложить потребителю образовательный
продукт, удовлетворяющий требованиям информационной эпохи. Не инвестируя в
профессиональное развитие педагогического персонала,
в обновление материально-технической и методической базы, ВУЗы
утрачивают конкурентные возможности, не могут наладить диалог с бизнесом.
Последний, как показывет практика, не находя на образовательном рынке продукта
требуемого уровня профессионализации, предпочитает развивать собственные
тренинговые и обучающие программы.
Проблемы,
имеющиеся в национальных ВУЗах придают особую актуальность качеству обучения,
которое служит главным фактором в формировании человеческого капитала.