Lam3rok | Дата: Воскресенье, 03.11.2013, 21:05 | Сообщение # 1 |
Зло
Группа: Администраторы
Сообщений: 209
Статус: Offline
| УКРАИНСКИЕ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ПОСЛЕ ПОДПИСАНИЯ АССОЦИАЦИИ УКРАИНА-ЕС
Говалло М.О., студентка ОКР "бакалавр"
Научный руководитель: Чальцева Е.М., к.ист.н., доцент
Донецкий национальный университет
г. Донецк, Украина
Постановка проблемы в общем виде. Возможность быть ассоциированным членом Европейского Союза (ЕС) для Украины как никогда близка, в связи с этим актуализировались вопросы о новых финансово-экономических перспективах для украинского государства.
Цель работы состоит в раскрытии проблем и перспектив сотрудничества Евросоюза и Украины в экономической сфере.
Основные результаты работы. Украину и ЕС связывают политические, торгово-экономические и финансовые отношения, основанные на Соглашении о партнерстве и сотрудничестве от 1994 года, которое вступило в силу с 1 марта 1998 года после прохождения им ратификации в Верховной Раде Украины, Европейском Парламенте и во всех национальных парламентах государств-членов Союза. Оно было заключено сроком на 10 лет с последующей ежегодной автоматической пролонгацией Соглашения, если ни одна из сторон не будет заявлять о его денонсации. 9 сентября 2008 года на Пражском саммите Украина и ЕС достигли политической договоренности о подписании будущего соглашения в формате Договора об ассоциации, которая должна была быть построена на принципах политической ассоциации и экономической интеграции. В ходе 15-го Саммита Украина-ЕС в Киеве 19 декабря 2011 года
стороны огласили о завершении переговоров о будущем Договоре об ассоциации, а 30 марта 2012 года текст будущего Договора был парафирован главами переговорных команд Украины и ЕС [1]. В этом договоре отдельная часть посвящена регламентированию финансово-экономических отношений будущих партнеров. Согласно договоренностям Украине были выдвинуты такие требования:
1. Предпринять шаги по улучшению бизнес-климата.
2. Отказаться от утилизационного сбора либо ввести его и для украинских производителей.
3. Отменить защитные спецпошлины на импорт автомобилей из Евросоюза.
4. Отменить квоты на импорт угля и кокса.
5. Отказаться от местной составляющей для проектов «зеленой» энергетики, то есть от положений Закона «Об электроэнергетике» относительно «зеленого» тарифа. В соответствии с этим законом, 30% (а с будущего года — 50%) оборудования для ветро- и солнечных электростанций должно быть украинского производства. Иначе операторы электростанций не смогут рассчитывать на «зеленый» тариф.
6. Отозвать украинскую заявку о пересмотре тарифов в рамках ВТО.
Очевидно, что пять последних пунктов — открытое лоббирование Евросоюзом иностранного бизнеса. Такое положение будет стоить украинцам рабочих мест. Так, отмена квот на импорт угля грозит закрытием шахт, ростом безработицы среди горняков.
Следует отметить и требование отозвать заявку в ВТО о пересмотре пошлин. Соглашение предусматривает куда более либеральный режим в торговле с Евросоюзом, чем в торговле с остальными членами ВТО, — полную отмену пошлин. Если Украина поднимет пошлины на ввоз дешевого товаров из неевропейских
стран, то это будет выгодно для ЕС, т.к. в Китае и других неевропейских странах многие виды продукции, поставляемой в Украину, выпускают транснациональные корпорации с ведущим участием европейского капитала.
Переход Украины на торговые стандарты Европейского Союза в случае подписания соглашения об ассоциации в ноябре 2013г. окажет значительное влияние на представителей малого и среднего бизнеса. Основные изменения затронут производителей, поставщиков услуг и субъектов внешнеэкономической деятельности. Предполагается, что снизится количество документов и проверок для контролеров, упростится бухгалтерия, расширятся возможности для украинского бизнеса предоставлять свои услуги европейцам. В таком случае соглашение для Украины будет действовать по принципу: "Меньше контроля — больше ответственности" и стимулирует малый и средний бизнес работать честно [2].
Изучая данную проблему необходимо выяснить, насколько выгодно это соглашение для Украины. В 60-е годы ХХ в. среднегодовой прирост ВВП в евросообществе составлял 8,7% и был значительно выше, чем в мире в целом. В 70–90-е годы прирост ВВП в евросообществе существенно уменьшился и стал ниже, чем в целом в мире. С начала ХХІ в. динамика прироста ВВП упала до 1,4% и стала почти вдвое ниже, чем в мире [3].
Для Украины очень интересен евроинтеграционный опыт стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Вступление в ЕС стран ЦВЕ, должно было ощутимо повлиять на их экономическое развитие, однако среднегодовые темпы прироста ВВП в странах ЦВЕ за период их членства в ЕС (2005–2012 гг.) оказались значительно ниже, чем за такой же период до вступления в ЕС (1997–2004 гг.). Особенно большие потери динамики наблюдались в странах Балтии, Словении и Венгрии. За восемь лет до вступления в ЕС в этих странах
среднегодовые темпы прироста ВВП составляли от 4 до 7%, а после вступления — от 0,4 до 4%, т.е. втрое ниже [3].
Стоит отметить, что в результате подписания соглашения с ЕС ожидается активизация инвестиционной деятельности европейских компаний в Украине в производственном секторе, сфере услуг, на рынке ценных бумаг и в страховании. Однако, ввиду проведения Украиной недостаточно эффективной экономической политики, результаты которой не устраивают ЕС, препятствует подписанию соглашения.
Изменения коснутся также финансовых услуг для корпоративного сектора, однако без существенных сдвигов из-за кризисного состояния банковской системы, как в Украине, так и в Европе, т.к. изменение условий обслуживания физических лиц связано с улучшением платежеспособности и оздоровлением экономики в целом. В то же время, рынок страхования получит определенный толчок для развития.
Выводы. Украинскому финансовому сектору нужны перемены вне зависимости от политических шагов, связанных с заключением тех или иных международных договоров. Но благодаря подписанию соглашения об ассоциации с ЕС необходимые изменения начнут реализовываться. Этот процесс будет постепенным, то есть - эволюционным. В среднесрочной и долгосрочной перспективе следует ожидать активизацию сотрудничества с ЕС в сфере регуляторной политики. Это даст возможность использовать в Украине лучший опыт регулирования финансовых рынков.
Список литературы
1. Мiнiстерство закордонних справ України [Електронний ресурс] – Режим доступу : http://mfa.gov.ua/ua/about-ukraine/european-integration.
2. Руденко-Миних И. Евроинтеграция Украины или долгая
дорога в Европу. Проблемы и перспективы вступления Украины в Евросоюз / И. Руденко-Миних [Електронний ресурс] – Режим доступу : http://www.business-politika.net/euro.php.
3. Гайдуцкий П. Украина-ЕС: проблемы интеграции // Зеркало недели. Украина. - № 20. - 7 июня 2013.
|
|
| |