Сайт сотрудников высшей школы
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Друзья сайта
  • Сайт ДонГУУ
  • Wiki
  • Сайт ДонНТУ
  • Сайт ДонНУЭТ
  • Вторник, 07.01.2025, 10:19
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    РЕАЛИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
    Lam3rokДата: Воскресенье, 03.11.2013, 19:25 | Сообщение # 1
    Зло
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 209
    Репутация: 9999
    Статус: Offline
    РЕАЛИЗАЦИЯ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ КОМПАНИЯХ
    Ивлева О.А., аспирант
    Южно-Российский институт-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы,
    г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
    Постановка проблемы в общем виде. Создание эффективной налоговой системы является одним из важных факторов укрепления государственности Российской Федерации, ускорением её интеграции в Европейское сообщество, а также улучшения международной налоговой конкуренции.
    Актуальность исследуемой проблемы подтверждается тем, что налогообложение остается по-прежнему одной из главных проблем гармонизации экономической политики стран Европейского Союза, деятельность которого в сфере налогообложения направлена на унификацию налоговых систем стран – членов ЕС относительно методов и механизмов привлечения налогов в бюджеты различных уровней, а также размера ставок по бюджетоформирующим видам налогов. При этом Россия, стремясь войти в состав Европейского Союза, реформирование национальной систем администрирования налогов и Федеральной налоговой службы осуществляет с учетом налоговых стандартов, согласованных на международном уровне, что нашло отражение в Налоговом кодексе.
    Цель исследования. Придерживаясь международного опыта и современной российской практики, сегодня можно утверждать, что, выполняя специфическую функцию в системе управления хозяйствующего субъекта, налоговый менеджмент является одной из подсистем внутрифирменного (корпоративного) менеджмента.
    Изложение основных результатов. Поскольку в теории и практике российской системы управления использование менеджмента, в том числе налогового менеджмента стало развиваться лишь на рубеже XX и XXI веков, то представляется целесообразным проанализировать практический опыт зарубежных стран и возможность его заимствования российскими компаниями.
    Корпоративный налоговый менеджмент - это система управления налоговыми потоками коммерческой организации путем использования научно обоснованных рыночных форм и методов принятия управленческих решений в области налоговых доходов и расходов на микроуровне [1].
    В связи с этим повышение качества корпоративного управления через внедрение дополнительных процедур и использование новых методик является основной задачей современных российских предприятий, решающих вопросы эффективности налоговой функции.
    Главное отличие российского корпоративного менеджмента от зарубежного – это отсутствие в нем управленческого характера.
    Несмотря на всю публичность и, соответственно, достаточно подробную регламентированность в законе, налоговый менеджмент является управленческой деятельностью. То есть исполнение налоговых обязательств должно быть результатом деятельности по разработке и реализации управленческих решений, связанных с исчислением и уплатой налогов для достижения финансовых целей организации.
    В большинстве российских организаций уплата налогов производится на основании сформированных за определенный период данных налогового учета. Последний, в свою очередь, ведется путем преобразования данных бухгалтерского учета и не предполагает дополнительного администрирования налоговых
    процессов с целью воздействия на налоговую нагрузку организации. Изучение управленческой литературы позволило сделать вывод о том, что в современном менеджменте имеет место широкий круг разнообразных инструментов, способов, методов и средств воздействия на объект управления, а также направленных на улучшение исполнения управленческих функций. Однако на сегодняшний день практически полностью отсутствуют необходимые методические рекомендации по эффективному применению известных в менеджменте инструментов, а также по формированию и развитию соответствующих навыков их использования, в том числе в целях налогового менеджмента.
    Поэтому для российского корпоративного налогового менеджмента важнейшим фактором, способствующим активному развитию навыков использования современных методик и технологий, прежде всего, является формирование соответствующего управленческого мышления. Для реализации управленческих принципов в налогообложении необходимо наличие инструментария, то есть ключевых факторов, методик и навыков, способствующих достижению поставленных целей. В связи с этим можно определить следующие инструменты налогового менеджмента: организационная структура, политика налогового менеджмента, система внутреннего налогового контроля, информационные технологии и системы [2].
    Политика налогового менеджмента предполагает наличие принципов, правил, процедур и процессов, направленных на их реализацию. Особенно интересным представляется вопрос о возможности использования процессного подхода в налогообложении.
    В целом процессный подход предполагает не разделение людей по подразделениям, а объединение людей в команды процессов, то
    есть в группы людей, выполняющих совместно законченную часть работы.
    Процессный подход чрезвычайно популярен в зарубежных странах и используется в различных организационных системах. Стоит отметить, что любой российской организации присуща своя сложившаяся система бизнес-процессов, это ее текущие процессы, осуществляемые в формате, называемом в терминологии бизнес - инжиниринга «процессы как есть». Отсутствие их графического отражения говорит лишь о том, что они не формализованы и, соответственно, не подлежат анализу. С одной стороны, это значительно снижает их эффективность, а с другой – позволяет системам сохранять определенную гибкость и подвижность.
    Практика внедрения процессного подхода в российской действительности показывает, что большинство компаний, начавших реализацию процессного управления, останавливаются на стадиях описания и автоматизации процессов. Однако для эффективной реализации данного подхода требуется внедрение полного цикла управления процессами:
    процессы должны быть структурированы и описаны;
    их необходимо реализовать в виде регламентов или информационных систем;
    нужно осуществлять контроль и анализ процессов – контролировать точность их выполнения, рассчитывать значения показателей эффективности и соотносить их с плановыми значениями, после чего выявлять проблемы и недостатки;
    необходима оптимизация процессов [3].
    Инструментом контроля за соблюдением установленных политик и точностью исполнения процессов является система внутреннего контроля. Соответственно система внутреннего налогового контроля является его частью и представляет собой процесс, осуществляемый
    руководством для получения разумной уверенности в том, что компания достигнет поставленных стратегических налоговых целей и текущих задач, что ее налоговое поведение соответствует законодательству, внутренним политикам и процедурам. При этом эффективная система внутреннего налогового контроля направлена на предстоящие события, на которые можно повлиять, то есть она рискориентирована. Соответственно вероятность финансовых потерь для участников налоговых правоотношений также требует регламентации, например, в форме документа «политика налоговых рисков» или «матрица налоговых рисков» [4].
    Анализ информационных систем предполагает характеристику используемых системных продуктов в целях реализации функций налогового менеджмента, а также их способность сокращать трудовые и материальные затраты.
    Во многих развитых зарубежных странах информационные технологии уже стали большой ценностью. Они позволяют значительно сократить временные издержки на обработку информации, передачу информации между налогоплательщиками и налоговыми органами, а также осуществлять надлежащий контроль и учет за исполнением законодательства по уплате налогов и сборов. На рынке информационных услуг достаточно востребованы системные разработки, позволяющие объединить все функции налогового менеджмента в одной программе либо корпоративном сайте, создающие возможность своевременного принятия решений и оперативного реагирования на происходящие изменения.
    В свою очередь российские компании также активно внедряют современные информационные разработки, связанные с ведением налогового учета и передачей отчетности через Интернет. Однако рынок таких программных продуктов достаточно органичен, среди наиболее часто используемых программ для ведения налогового
    учета можно отметить: «1С:Бухгалтерия», «Инфософт», «Галактика», «Парус», для предоставления отчетности – «СКБ Контур» [1].
    Выводы. Таким образом, резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что эффективность налогового менеджмента определяется, с одной стороны, совокупностью используемых инструментов, с другой – совокупностью последовательно выполняемых процедур и функций. В этой связи зарубежный опыт свидетельствует о наличии сформировавшейся совокупности разнообразных инструментов, методов и системных технологий, способствующих реализации налоговых целей компании через функции налогового менеджмента.
    Список литературы
    1. Барулин С. В., Ермакова Е. А., Степаненко В. В. Налоговый менеджмент // М.: Омега – Л. - 2008. - 269 с.
    2. Исаева А.Ю. Корпоративный налоговый менеджмент // Корпоративные финансы. - №3(15). - 2010.
    3. Аристархова М.К., Гунякова А.А. Организационный аспект корпоративного налогового менеджмента // Вестник УГАТУ «Экономика и управление народным хозяйством». - 2011.
    4. Подкопаев А. П. Совершенствование корпоративного налогового менеджмента как способ достижения баланса интересов бизнеса и государства: дисс…. канд. экон. наук. М., 2007.
     
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:


    Copyright PBL © 2025