Lam3rok | Дата: Вторник, 25.10.2011, 17:25 | Сообщение # 1 |
Зло
Группа: Администраторы
Сообщений: 209
Статус: Offline
| ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ СОЗДАНИЯ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ МЕЖДУ ЕС И УКРАИНОЙ
Дундин А.К., Кулик Е.И. к.э.н., доцент, Донецкий государственный университет управления
Постановка проблемы. Характерной чертой современных меж-дународных отношений является активный интеграционный процесс, в который оказались вовлеченными страны практически всей Европы, и на сегодняшний день такое международное интеграционное объе-динение как Европейский Союз (ЕС), привлекает особое внимание мирового сообщества. Движение ЕС на восток имеет позитивное стратегическое значение для будущего Европы. Открываются новые широкие возможности сотрудничества с ЕС и для Украины. В то же время реализация этих возможностей пока совсем не гарантирована, поскольку каждый процесс имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В связи с этим, вопрос о возможности и целесообразности вступления Украины в Европейский Союз приобретает особое значение. Цель исследования – выявление текущего состояния переговорно-го процесса о подписании соглашения зоны свободной торговли с ЕС и оценка возможных экономических последствий. Изложение основных результатов. Ключевым вопросом повестки дня отношений Украина – ЕС остается переговорный процесс по заключению Соглашения об ассоциации на замену действующего Со-глашения о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Евро-пейским Союзом (СПС). По сравнению с СПС, Соглашение об ассоциации является каче-ственно новым, углубленным форматом отношений между Украиной и ЕС. Соглашения такого типа были заключены в свое время со странами Центральной и Восточной Европы и являются важным и логическим шагом на пути приближения к следующему этапу – заключение соглашений о вступлении в ЕС. В основе политической ассоциации – сближение позиций Украины и ЕС по всем вопросам международного мира и безопасности, обеспечение непосредственного участия Украины в политике и про-граммах ЕС, общность действий с целью обеспечения интересов на-циональной безопасности украинского государства. В основе эконо-мической интеграции – создание углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли (ЗСТ) Украина – ЕС на основе четырех свобод, направленной на постепенную интеграцию Украины во внутренний рынок Евросоюза [1]. Официальные переговоры о создании ЗСТ между Украиной и ЕС начались 18 февраля 2008 года. Предпосылкой этого стало вступление Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО). Положения о ЗСТ будут определять правовую базу для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и частично рабочей силы между Украиной и ЕС. Раздел о создании углубленной и всеохватывающей ЗСТ является неотъемлемой составляющей будущего Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС [2]. По словам депутата Европарламента от Германии Михаэля Галера (Michael Gahler): «Создание ЗСТ требует внесения изменений в украинское законодательство, преобразований в государственном управлении и реструктуризации государственных и частных пред-приятий» [3]. Соглашение о создании ЗСТ между Украиной и ЕС направлено не только на сокращение тарифов, но и на принятие Украиной таких законодательных актов, регламентов, санитарных и фитосанитарных мероприятий (включающих прежде всего внедрение на предприятиях пищевой промышленности системы безопасности и качества произ-водимой на них продукции), вопросов антимонопольной политики, интеллектуальной собственности и т.д., параметры которых бы соот-ветствовали бы аналогичным в ЕС [4]. На протяжении всего переговорного процесса никто из экономи-ческих экспертов еще не представил конкретные цифры доходов для страны от свободной торговли с Евросоюзом. В рамках оценки по-следствий создания ЗСТ Украины с ЕС можно выделить лишь сле-дующие преимущества и риски для экономики Украины (табл.). Таблица Преимущества и риски для экономики Украины создании ЗСТ Преимущества Риски - введение в Украине европейских норм и стандартов во всех сферах жизнедеятельности общества; - возможность Украине удвоить свой экспорт в ЕС и получить доступ к ев-ропейскому единого рынку, охваты-вающему 500 миллионов потребите-лей; - рост доходов, полученных государ-ством от косвенных налогов; - помощь от ЕС для ускоренной мо-дернизации; рост экспорта зерна и масличных культур; - повышения уровня доверия внешних инвесторов к украинской экономике; - повышения уровня информационного обеспечения деятельности отечественных субъектов хозяйствования в новых экономических условиях; - повышение уровня благосостояния и заработных плат в Украине; - шаг на пути к членству в ЕС. - требованием конкурентной борьбы с товарами ЕС будут улучшение качества производства и повышение эффективности сельского хозяйства, такие реформы приведут к разрушению некоторых внутренних рынков и закрытию многих предприятий; - возникнут проблемы в сфере пище-вой промышленности, вначале украинские потребители будут отдавать предпочтение продуктам, произведенным в ЕС; - по заказу ЕС к 2016 году рекомендуется закрыть 29 угольных шахт Донбасса, как следствие рост безработицы, социальной «ломки» населения; - краткосрочная потеря импортной пошлины (из-за отмены импортных пошлин в рамках ЗСТ); - уменьшится экспорт из-за санкций Таможенного союза.
Оставшиеся политические вопросы, касающиеся создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС в рамках подписания Со-глашения об ассоциации, должны быть решены во время визита пре-зидента Украины Виктора Януковича в Брюссель. После этого фак-тически начнется Вхождение Украины в зону свободной торговли с Европейский союзом (DCFTA) [4]. Сложно сказать, станет ли выполнение нового соглашения про-пуском к членству Украины в ЕС. Но, несомненно, его выполнение поможет Украине приблизиться к стандартам ЕС во многих сферах и будет способствовать ее интеграции в рынки и политику Евросоюза. Выводы. Наиболее актуальным вопросом сотрудничества Украи-на-ЕС на современном этапе является переговорный процесс по за-ключению Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС. Согла-шение об ассоциации должно: обновить общие институциональные рамки сотрудничества Украины и ЕС, способствовать углублению отношений во всех сферах, усилить политическую ассоциацию и эко-номическую интеграцию на основе взаимных прав и обязанностей. Создание всесторонней и углубленной зоны свободной торговли с масштабным приближением регуляторного законодательства Украины к стандартам ЕС будет способствовать постепенной интеграции Украины во внутренний рынок ЕС. Важной составляющей нового Соглашения с ЕС является создание зоны свободной торговли между Украиной и ЕС. Формат и ее наполнение предусматривает достижение максимально глубокой экономической интеграции на основе до-говоренностей в рамках двусторонних переговоров с ЕС по вступле-нию Украины в ЗСТ.
Литература 1. Украина - Европейский Союз: внешнеэкономическая деятельность и перспективы сотрудничества; К., 1998. 2. Начался 18-й раунд переговоров о Зоне свободной торговли с ЕС // Статья - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://glavred.info/archive/2011/09/19/181943-3.html. 3. Зона свободной торговли с ЕС: непростое домашнее задание для Украины // Статья - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dw-world.de/dw/article/0,,15426922,00.html. 4. Зона свободной торговли или Таможенный союз – где плюс, а где минус? // Статья - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uainforg.blogspot.com/2011/04/blog-post_14.html.
|
|
| |