ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ
В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ:
ОПЫТ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Горупа Т.А., к.юр.н., доцент
Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина,
г. Брест, Беларусь
Современный человек ежедневно потребляет не только товары, но и услуги, причем наряду с классическими услугами бытового обслуживания либо общественного транспорта, большой популярностью пользуются туристические, информационные и услуги связи. Поэтому устойчивость и конкурентоспособность экономической системы любого государства, бесспорно, определяется достаточно высоким уровнем развития сфера услуг.
Логично, что Концепция Национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь 09.11.2010 № 575, определяя внутренние источники угроз национальной безопасности в экономической сфере, наряду с другими, упоминает и недостаточное развитие сферы услуг.
Целью исследования является обобщение опыта стран ЕС и поиск возможностей имплементации отдельных нормативно-правовых норм в сфере регулирования развития отрасли услуг.
Обозначенные проблемы вряд ли можно будет решить без кардинальных изменений именно региональной политики в нашей стране, так как увеличение объема услуг, их разновидностей и качества напрямую зависит от самостоятельности, финансовой обеспеченности регионов, поддержки местными органами власти малого и среднего бизнеса, специализирующегося в большей части на услугах, оказываемых населению. И подтверждение тому – современное состояние сферы услуг, отличающейся высокими показателями в европейских странах.
Конечно же, определяющим в развитии внутреннего рынка Европейского Союза явилось нормативное закрепление ряда свобод, на которых он функционирует. И, прежде всего, это свободы предоставление и получение услуг, свободы движения товаров, учреждений, движения капитала. Законодательство определяет порядок их правового регулирования и принципы, на которых основываются эти свободы, а судебная практика логично дополняет его.
Однако вышеназванные свободы, в том числе, предоставления и получения услуг в рамках унитарного государства, которым является Республика Беларусь, необходимо рассматривать несколько в другой плоскости, чем трансграничность. Здесь определяющим выступает право регионов на основе собственной финансовой системы территориального самоуправления самостоятельно регулировать ряд вопросов, в том числе и оказания услуг.
В основе вышеназванных процессов в Европе лежали процессы регионализации как организационно-территориальной формы деконцентрации, проводимой в рамках административных реформ в последние 15 лет.
В Европейском Союзе были приняты Европейская хартия о местном самоуправлении и Европейская хартия о региональном самоуправлении, в основе которых лежала, так называемая теория «субсидиарности» – передача ряда полномочий от центральной власти местным органам власти в целях более эффективного их осуществления. В результате были выработаны общие подходы в европейской политике регионализации и определены права регионов. В частности, вопросы регионального самоуправления определяются только на основании норм законодательных актов, таких как конституций, статутов, законов; право регионов самостоятельно осуществлять межрегиональное и трансграничное сотрудничество; право регионов участвовать в делах государства, также участвовать в деятельности европейских институтов; право иметь региональную администрацию, определяемую по своему усмотрению; право на защиту интересов регионов; право региона на собственные финансы и др. Причем следует сказать, что процесс регионализации в европейских странах был неоднороден.
Несмотря на различия процесса регионализации, во всех государствах органы местного самоуправления имеют обязательные полномочия, которые предписаны законом и должны обязательно исполняться органами местного самоуправления. Обычно это полномочия в сфере жизнеобеспечения соответствующей территории – газо- и водоснабжение, вывоз мусора, уборка территории, здравоохранение и образование и т.д. Органы местной власти обязаны обеспечить организацию публичных услуг, причем как через государственные, так и негосударственные структуры.
Так, британское законодательство в целях привлечения к процессу оказания публичных услуг населению негосударственных коммерческих структур разрешило местным органам передавать на коммерческой основе осуществление некоторых своих полномочий или функций негосударственным компаниям (Закон о местном управлении 2003 года). С этой целью все органы на местах разделены с точки зрения эффективности на 10 категорий с точки зрения эффективности осуществляемой ими деятельности. Правом передавать на коммерческой основе свои полномочия на осуществление публичных услуг наделены только первые семь из перечисленных категорий, которые обязаны разработать бизнес-план с обоснованием необходимости и целесообразности уступки соответствующего полномочия, а потом заключить соглашение с частной компанией.
В Польше широко обсуждается проблема «приватизации» функций и задач публичной администрации, в связи с принятием Законов «Об общественно-полезной деятельности и волонтерстве» в 2003 году и «О публично-частном партнерстве» в 2008 году. Согласно первому Закону неправительственные организации, которые приобрели статус общественно-полезной организации, могут выполнять публичные задачи, такие как социальная помощь, благотворительная деятельность, защита прав женщин, наук, образование и другие, участвуя в конкурсе на государственный или муниципальный заказ с полным либо частичным финансированием их исполнения. Институт публично-частного партнерства должен содействовать привлечению частных инвестиций для решения публичных задач и повышения качества оказываемых публичных услуг на основе договора между публичным и частным субъектом.
Таким образом, региональная политика Европейского Союза последнего десятилетия, направленная на усиление роли и финансовой самостоятельности местных органов самоуправления, преследовала не только цели демократизации управления, но и экономические цели, прежде всего более эффективное использование бюджетных средств и повышение уровня качества оказания услуг, прежде всего публичных, оказываемых в интересах местного сообщества.
Многие позитивные моменты европейского законодательства и законодательства отдельных европейских государств, в части государственно-частного партнерства, предоставления реальных полномочий местным органам власти в части оказания публичных услуг, в том числе с более широким привлечением частных субъектов, вполне могли бы быть использованы и в белорусской действительности. Несомненно, это дало бы дополнительный стимул в развитии и предпринимательства и гражданской инициативы, которые заинтересованы в развитии сотрудничества с местной властью и качественно улучшило бы сферу услуг.