АГЕНСТВА СОДЕЙСТВИЯ ИНВЕСТИЦИЯМ
КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА
РЫНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В РЕГИОНЕ Баева В.В., ассистент
Одесский Национальный политехнический университет
г. Одесса, Украина
Особенного внимания заслуживает деятельность такого инструмента инвестиционного и регионального развития, как Агентство содействия инвестициям, институционному феномену 80-90 лет. Своеобразие Агентств заключается в том, что они выполняют функцию посредника между местными и региональными «обществами» предпринимателей и стратегическими намерениями власти этих уровней относительно социально-экономического развития территорий. Опыт создания и функционирования Агентств в Украине можно назвать лишь начальным. Одиночные попытки их создания осуществлялись с 1997 года, преимущественно в городах, в частности в г. Одессе – “Одесское областное бюро содействия инвестициям” и в г. Ровно – “Ровенское агентство из привлечения инвестиций”.
Цель исследования – разработка модели функционирования Агентства содействия инвестициям в Одесской области.
Агентства содействия инвестиций являются для Украины качественно новой институционной формой управления и содействия развития территорий и привлечения инвестиций, то есть новой управленческой инновацией. Исходя из этого, политику создания и внедрения Агентств, следует считать инновационной политикой.
Проанализировав международный опыт функционирования Агентств содействия инвестициям, и детально изучив деятельность Одесского областного бюро содействия инвестициям, мы пришли к выводу о необходимости создания отдельной структуры управления процессом привлечения инвестиций в региональную экономику. Речь идет о привлечении к управлению инвестиционной деятельностью специализированной профессиональной структуры, статус которой определяется как «Агентство содействия инвестициям».
Схема успешной реализации региональной программы улучшения инвестиционной привлекательности Одесского региона, удачно испытанная в ряде Западноевропейских стран, позволяет профессионально решать вопросы инвестиционного развития Одесского региона по следующим направлениям:
а) формирование имиджа и продвижение региона;
б) развитие территории;
в) обслуживание инвесторов и поддержка предприятий.
Учитывая мировой опыт функционирования подобных учреждений с учетом украинской специфики, мы предлагаем определить для Одесского агентства следующую миссию: долгосрочное экономическое развитие и инвестиционная привлекательность региона.
Среди приоритетов деятельности Агентства необходимо определить:
- общую и секторную стратегии развития;
- развитие инфраструктура для поддержки бизнеса;
- повышение социального уровня жизни населения путем создания новых рабочих мест;
- создание позитивного инвестиционного имиджа региона путем участия в международных выставках, ярмарках, конференциях, тесной связью со СМИ и разветвленной системой Интернет;
- мониторинг регионального экономического развития;
- анализ инвестиционной привлекательности региона и страны;
- изучение инвестиционных предложений и бизнес-возможностей региона;
- участие в международных программах технической помощи.
Данные относительно процесса становления Агентств в Украине, приводят к мысли об актуальности выработки модели Агентства в Одесской области. Основные черты организационно-функциональной модели Агентства, которые, на наш взгляд, должны иметь эти структуры, исходя из анализа процесса их становления в Украине и опыта других государств следующие:
а) агентство имеет неправительственный характер, хотя и действует в тесном сотрудничестве с центральными и местными органами государственной власти и самоуправления;
б) среди основателей Агентства нужно иметь влиятельный на его территории орган власти;
в) целью деятельности Агентства должно быть всевозможное содействие развития, и привлечения инвестиций, а не получения прибыли (хотя для хозяйственной стабильности своего существования Агентства могут создавать прибыльные организации);
г) агентство имеет открытый характер и действует прозрачно;
д) руководящие органы формируются на паритетных принципах основателями с применением демократических процедур и согласований.
Таким образом, среди заданий Агентства содействия инвестициям целесообразно предусматривать:
- содействие созданию позитивного делового имиджа и инвестиционной привлекательности соответствующей территории;
- привлечение ресурсов для развития;
- содействие участия территории в международных, национальных и региональных программах развития, координации и сотрудничества;
- инициация и поддержка действий, направленных на создание
накопление и предоставление финансовых ресурсов (как внутреннего, так и иностранного происхождения);
- непосредственная операторская деятельность из реализации инвестиционных проектов;
- содействие внедрению новых инструментов развития, таких как стратегическое планирование, тендерное деление бюджетных ресурсов и тому подобное;
- выполнение роли центра информации относительно программ технической, финансовой и учебной помощи; создание баз данных из проблематики развития, образования библиотечного и справочного фондов;
- содействие проведению аналитической и исследовательской деятельности в отрасли развития (например, анализ состояния имущества, бюджета, финансовой деятельности и кредитоспособности), а также прогнозирования направлений развития.