Сайт сотрудников высшей школы
Форма входа
Поиск
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Друзья сайта
  • Сайт ДонГУУ
  • Wiki
  • Сайт ДонНТУ
  • Сайт ДонНУЭТ
  • Понедельник, 25.11.2024, 00:33
    [ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
    • Страница 1 из 1
    • 1
    МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВЕНДИНГ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В УКРАИНЕ
    Lam3rokДата: Среда, 18.05.2011, 00:07 | Сообщение # 1
    Зло
    Группа: Администраторы
    Сообщений: 209
    Репутация: 9999
    Статус: Offline
    МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВЕНДИНГ:
    ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В УКРАИНЕ

    Черная Л.В.,
    Донецкий государственный университет управления
    г. Донецк, Украина

    Новые идеи в бизнесе всегда были затребованы в любой стране мира. Сегодня вендинг – один из самых прогрессивных и динамично развивающихся способов торговли. Общемировая тенденция ежегод-ного роста объемов вендинг-бизнеса около 10%. Стремление сделать розничную торговлю повсеместной, круглосуточной и не зависящей от настроения продавца, привело к появлению самых разнообразных торговых автоматов. Сегодня через автоматы продаются не только сигареты, интернет-карточки или напитки, но и, например, свежий воздух (в Японии) и одноразовые зонтики на остановках (в Англии).
    У вендинга отличные перспективы. Вся история развития бизнеса показывает, что вендинг – это будущее розничной торговли и роз-ничных услуг. Отечественный рынок вендинговых услуг также по-стоянно растет. Конечно, Украина развивается в этой сфере несколько медленнее, чем зарубежные государства, но в этом и заключается перспектива данного бизнеса: постоянное развитие, постоянная работа, постоянная прибыль, что является актуальным для отечественного малого бизнеса.
    Цель – обозначить пути и перспективы развития вендинга в Ук-раине.
    Вендинг имеет множество направлений. Наиболее популярными и доходными торговыми автоматами во всем мире стали автоматы по приготовлению и продаже горячих напитков: разнообразных видов ко-фе и чая, горячего шоколада, бульонов.
    Идеи автоматической торговли посещали ещё наших далёких предков. Торговый автомат в его наиболее ранней форме известен уже со времен древнего Египта. Этот торговый автомат, описание которого Александрийским математиком Героном датировано 215 годом до Рождества Христова, применялся в храмах и при опускании в него монеты продавал святую воду. «На конвейер» вендинг-бизнес поставили американцы. В 1888 г. в США был запатентован автомат по продаже жвачки. Более свежие примеры вендинга – это памятные всем советским людям автоматы по продаже газировки, газет и таксофоны за 2 копейки. В Европе больше всех вендинг оценили немцы, а в Азии – японцы и корейцы [1].
    История современных торговых аппаратов, конечно, короче, но, тем не менее, и она уже насчитывает более ста лет. Механические ком-плексные торговые автоматы, или «вендоры» появились в начале про-шлого в. Эти устройства продавали конфеты, жевательную резинку, сигареты. В пятидесятых годах минувшего столетия автоматы не только наливали сок и воду в стаканчики, но и сами готовили кофе и чай.
    Сегодня торговые автоматы широко распространены во всем мире. В странах ЕС их около восьми миллионов, в Японии около шести (число торговых автоматов в Японии в 8 раз больше, чем число так-софонов), а в США - более 7 миллионов. Несмотря на более чем сто-летнюю новейшую историю, индустрия вендинга до сих пор нис-колько не утратила динамизм и экономическую привлекательность для предпринимателей. Наоборот, развитие технологий позволяет производить всё более разнообразные и «умные» машины, расширять круг продаваемых торговыми автоматами товаров.
    Отсчет новейшей истории вендинга в Украине начался с середины 90-годов, когда с одной стороны, на рынок пришли международные фирмы, для которых вендинг привычное дело, с другой стороны, отечественные предприниматели стали присматриваться к этому но-вому для них виду бизнеса. Все больше бизнесменов постигают пре-мудрости вендинга и его украинскую специфику. Сейчас перспективы вендинга в Украине выглядят чрезвычайно радужными. Конечно, пока Украина значительно отстает от других развитых стран, как по количеству, так и по ассортименту торговых автоматов, но уже сейчас можно сказать, что это отставание будет сокращаться очень быстро. Несмотря на относительную молодость автоматного бизнеса в Украине, уже можно подводить итоги первых лет развития, анализи-ровать опыт, делать выводы.
    По оценкам операторов, сейчас в Украине примерно 5 тыс.шт. вендинговых автоматов. Из них собственно торговых автоматов, снабженных монетоприемниками, не более 2 тыс., остальные - без та-ковых, называемые еще автоматами для офисов и «фаст-фудов». Около 2,5 тыс. торговых агрегатов - кофе-автоматы. И лишь немногим более 400 - автоматы по продаже прохладительных напитков. Доля машин по продаже снеков (батончиков, чипсов, бутербродов и т.п.) крайне мала, наверное, не более сотни.
    Оборот вендингового бизнеса в Украине обеспечивают, в основ-ном, горячие напитки (кофе, чай). Выторг одного кофейно-чайного ав-томата за день - в среднем $15. Цена же одного аппарата - $4,5-5 тыс.
    Украинский вендинг развивается в полном соответствии с миро-выми тенденциями - доминируют крупные операторы. К примеру, в США на одного оператора приходится 24 тыс. автоматов, в Японии - 21 тыс., в Европе - 8 тыс, а в Украине - около 40.
    Дистрибьюция (ввоз, перепродажа и обслуживание) торговых ав-томатов менее привлекательна, поскольку возможности дистрибью-торов достаточно ограничены. У них небольшое количество потреби-телей: штучные покупатели (офисы, гостиницы) и мелкие независимые операторы, да и то, пока не дорастут до мерок крупного игрока. Став оператором 300-400 торговых автоматов, компания, как правило, устанавливает прямые связи с производителем и начинает ввозить торговые автоматы самостоятельно. Эти компании закупают торговые автоматы в больших количествах самостоятельно.
    Вендинг-бизнес – предпринимательская деятельность с торговыми автоматами. Преимущественно бизнес, направленный на построение и развитие сети торговых автоматов с целью увеличения продаж различного рода наполнителей. Вендинг-бизнес в широком понимании – это и расстановка автоматов предпринимателями, и поставка наполнителей для автоматов, и ремонт оборудования, и оказание услуг по развитию бизнеса.
    В последнее время платежная система QIWI активно проводила переговоры с целью добиться того, чтобы ее клиенты расплачивались средствами с их электронных кошельков в ресторанах, а также аптеках. Таким образом, значительно расширяется общая сеть возможностей платежных автоматов, а также, что намного важнее, сфера их использования. Платежные кошельки данной системы сейчас уже мо-гут пригодиться при уже традиционной оплате услуг Интернета, жи-лищно-коммунальных услуг, мобильной связи, IP-телефонию [2].
    Некоторое время тому к этому традиционному списку присоеди-нились новые сферы: покупка товаров в Интернет-магазинах и приоб-ретение билетов, а так же новинка: информационные киоски для аптек, которые в отличие от информационных киосков в театрах имеют очень сложное наполнение, причем, сначала – авиационных, а затем – и железнодорожных, хотя в связи с этим возникало много проблем.
    Следует отметить, что захват рынка платежей в Интернет-магазинах, учитывают посткризисную тенденцию тотального перехода розничных сетей и вообще торговых площадей в сеть, не только значительно увеличил объем доходов сети QIWI, но и решительно изменил отношение к таким платежам у вендинговых компаний. Те-перь через кошелек QIWI можно уже даже заказать букет и проводить типично банковские процедуры: погашать кредиты и переводить деньги на банковские счета.
    Последнее обстоятельство особенно важно – платежный терминал, через который можно взаимодействовать с QIWI фактически отныне является полным аналогом банковского киоска или банковского автомата самообслуживания, которые не так давно стали набирать популярность, опять-таки, в связи с кризисным освобождением пер-сонала в финансовых учреждениях. Не смотря на мощный обгон QIWI в плане передовых открытий, конкуренты могут обогнать систему за счет высоких комиссий за пополнение, например, мобильных счетов, причем, даже с самых малых сумм до 50 грн.
    В конкурентных сетях могут на фоне ужесточения борьбы за очень быстро растущий и развивающийся рынок пойти на обвальное снижение цен на услуги, временный акции отказа от комиссий и т.п., пытаясь закрыть финансовые дыры банковскими кредитами. При этом, нельзя не отметить, что именно вторжение вендингового сектора на площадку серьезных банковских продуктов следует, наверное, считать почти главным или определяющим долгоиграющим трендом. Так, некоторые банки уже массово закупают терминалы самообслуживания, назначение которых – выдача наличных.
    Однако, смысл такого рода аппаратов в большей степени в про-ведении без участия банковского персонала базовых действий, кото-рые, как правило, уже давно можно выполнять в электронных сетях: погашение кредитов, заказ банковских карт, перевод платежей, оформление трансфертов разного типа и т.д. В этом месте начинают смыкаться три сегмента рынка «продающих автоматов»: банкоматы, терминалы самообслуживания и автоматы, обслуживающие крупные торговые системы типа QIWI.
    Таким образом, вендинг-бизнес – это постоянно развивающийся и бескризисный бизнес. Даже во времена экономического кризиса торговые автоматы получают развитие. В вендинг-бизнесе свои пра-вила развития и законы, придерживаясь которых Украина может за-нять свое место в бизнесе, в котором ценится новаторство.

    Литература

    1. Некрасов М.В. Стратегические аспекты управления иннова-ционными проектами в области вендинг-деятельности // Экономиче-ские науки. – 2009. - № 8. – С. 164-169.
    2. Рыбчинская И.В. О роли банков в финансовом вендинге на рынке денежных переводов и платежам // Финансовые изделия. – 2007. - № 17. – С. 38-42.

     
    • Страница 1 из 1
    • 1
    Поиск:


    Copyright PBL © 2024