МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КРЫМА
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ
ПОТРЕБИТЕЛЕЙ УСЛУГ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КРЫМА
Каменских Е.
А., ассистент
Таврического
национального
университета
им. В.И. Вернадского
г.
Симферополь
Актуальность проведения
маркетинговых исследований состояния крымского рынка туристско-рекреационных
услуг и потребительских предпочтений иностранных туристов обусловлена рядом
факторов, среди которых особо следует выделить интеграционные процессы,
значительно усиливающие свое влияние на конкурентоспособность отечественных
предприятий на мировом рынке продуктов и услуг. В этих условиях принятие
управленческих решений в экономической деятельности должно опираться не только
на опыт и интуицию руководителя предприятия туристско-рекреационного назначения,
но и быть всесторонне обоснованным. Этому и служат проводимые исследования
характера поведения потребителей, позволяющие определить количество и виды
услуг, необходимых потенциальным зарубежным покупателям.
Цель данного маркетингового
исследования – изучение потребительской оценки крымского турпродукта, как он
воспринимается иностранными туристами, с точки зрения их мотивации.
Для достижения поставленной
цели применяется опросный метод сбора первичной вербальной информации,
основанной на непосредственном взаимодействии с респондентами (интервью). При
формировании выборочной совокупности использовался бесповторный вероятностный
(случайный) метод отбора единиц.
Принцип формирования выборки
базировался на особенностях туристического потока. В частности, поскольку более
75% российских граждан приезжают в Крым на отдых и оздоровление железнодорожным
транспортом, то на железнодорожном вокзале г. Симферополя в курортный сезон
2008 года был проведен опрос 500 респондентов во время их отъезда домой.
Туристические мотивы – важнейшие составные элементы
системы туристкой деятельности, которые можно рассматривать как определяющие
компоненты спроса, основу выбора поездки и программы отдыха. Причем у туриста
всегда присутствует целая гамма побудительных мотивов, из которых лишь
определенные могут иметь существенную значимость и влиять на механизм и
результат принятия окончательного решения. Однако любой мотив в конкретной
ситуации под воздействием определенных обстоятельств способен оказывать влияние
на поведение потребителя в процессе принятия им решения о путешествии и выбор
турпродукта.
Понимание
туристических мотивов позволяет обеспечивать соответствие спроса и предложения
и, как результат - повысить конкурентоспособность предприятия за счет
удовлетворения потребностей туриста в конкретном туристическом продукте.
Основную группу мотивов, обусловливающих поездку в Крым, можно
определить как «встреча с морем» и связанное с этим общее оздоровление. Особо
важной для отдыхающих является возможность покупаться в море (80%), подышать
морским воздухом (70%) и – позагорать (79%). В курортном сезоне 2008 года вся
эта группа мотивов воздействовала на 3/4 респондентов.
В комплекс сильнейших побудительных
мотивов (78%) входит контакт с природой. Более половины иностранных отдыхающих
в 2008 году находилось под влияниям познавательного мотива. Эта категория людей
приезжает в Крым с целью посещения новых мест (57%) и смены окружающей
обстановки (76%).
Выявлен немалый интерес к новым
ощущениям: половина опрошенных респондентов поделилась подобными стремлениями.
Вообще на крымские курорты нередко приезжают с целью «ощутить экзотику» (55%),
правда, под этим термином зачастую респондентами понимаются абсолютно различные
явления. Так для жителей более северных районов России в ранг «экзотики» может
входить обилие фруктов и овощей (66%), 40% - «порогом экзотичности» считают
посещение крымских пещер, пещерных городов, исторических мест и др.
Мотивами приезда иностранных туристов на
крымский полуостров по убыванию их значимости являются общение с новыми людьми
(43%), развлечения (41%), и познание местных народов и культур (34%).
Несмотря на то, что в курортной сфере Крыма важное значение имеет
лечебно-профилактический комплекс, с целью лечения сюда приезжает лишь 18%
российских отдыхающих, что говорит о необходимости реорганизации стратегии
данного комплекса.
Последние места в выявленном «рейтинге мотивов» занимают стремления к
духовному росту и совмещению отдыха с работой (по 9%). Как видно, общемировые
тенденции развития туристического бизнеса в данных направлениях пока слегка
коснулись Крымского полуострова.
Решающее значение, побуждающее к поездке
в Крым, имеет опыт прошлых посещений. Почти две трети рекреантов из России
решаются на посещение данного региона по инерции, потому что когда-то здесь уже
были и имеют своеобразной опыт. Три четверти опрошенных выбирают это место
отдыха благодаря советам друзей и знакомых. В качестве других внешних стимулов
посещения выступают природные и антропогенные достопримечательности Крымского
полуострова (52%), экология (40%), а также его транспортная доступность по
сравнению с другими регионами (64%).
Наряду с положительными факторами
действуют и препятствующие посещению крымских курортов, среди которых непомерно
высокий уровень цен на отдыхе. Почти половина респондентов оказалась под
отрицательным влиянием несоответствия уровня сервиса и его стоимости. Более
трех четвертей приехавших отпугивает санитарная обстановка на курортах.
Отсутствие чистоты на улицах, пляжах и туалетах не может не сказаться на общем
самочувствии отдыхающих.
В качестве отрицательного фактора
выступают также экономическая обстановка в Крыму (38%), плохо развитая
инфраструктура, нищета местного населения, отсутствие поддержки местных органов
власти.
Особенно негативное влияние оказывает
слабая информация о Крыме и антиреклама. Так, треть отдыхающих указала, что
средства массовой информации оказали отрицательное воздействие на их решение
приехать в Крым. Четвертую часть опрошенных «подтолкнула» к такому выводу
беседа с представителями турагентств, и столько же респондентов - доступная им
реклама. Эти данные красноречиво свидетельствуют о том, что Крымские курорты
давно нуждаются в продуманной рекламной политике исогласованных маркетинговых мероприятиях.
Вывод: эффективность маркетинговой
деятельности туристско-рекреационного предприятия существенно зависит от того,
насколько полно учтены мотивы поведения потребителей туристических услуг.
Мотивация представляет собой комплекс факторов, побуждающих потребителя к тем
или иным действиям. Мотивы управляют приобретением услуги. Однако руководителя
туристско-рекреационного предприятия должен интересовать не собственно мотив
покупателя, а процесс формирования его будущих намерений. Поэтому основными
этапами маркетингового исследования покупательских мотиваций должны быть,
во-первых, изучение мотивов поведения потребителя при выборе покупки, и,
во-вторых, разработка средств влияния на потенциального покупателя с
ориентацией на услуги данного туристско-рекреационного предприятия.